Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 11:33
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

фил
Реферат | 17.09.2014, 12:52

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

История философии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    3
1. Возникновение философии и ее исторические типы    4
2. Социально-культурные и природные предпосылки возникновения философии    5
3. Проблемы и специфика философского знания    7
4. Человек как часть природы    9
Заключение    12
Список использованной литературы    13


 
ВВЕДЕНИЕ

Термин философия возник в древней Греции - на рус. «любовь к мудрости». 
Философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоятельный центр человеческого познания. 
Развитие античной философии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д., но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р - становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течения в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт философского анализа для обоснования истинности своего учения. 
Христианская церковь считает, что философия должна быть только служанкой богослов… Это резко меняет проблематику, сам предмет философию. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания. На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику. 
Постепенное освобождение философии от диктата и опеки религии вплоть до появления философского атеизма. Но это не исключает того, что многие философы остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени философия приобретает статус науки. Античная физика становится натурф-ей или философией природы. 
Постепенно познание природных явлений специализ., учен. все больше занимаются сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из философии. Сформирование науки занимается изучением конкретного материала, а философия перестав быть «наукой наук» стала занимается мировоззренческими вопросами.
 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории.
Так, античная философия возникает и живет в силовом поле, полюсами которого являются, с одной стороны, мифология, а с другой — формирующаяся именно в Древней
Греции наука. И в средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных направлений легко увидеть неоднозначность этой связи. В эпоху Возрождения — XV—XVI века — философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности, через новое прочтение античной литературы, и погружение в мир образов античной культуры. Эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно у так называемых гуманистов. Это связано с процессом секуляризации, постепенным освобождением мысли от церковного авторитета. В отличие от Возрождения Реформация выдвигает на первый план нравственно-этическую тематику и акцентирует практический аспект как в человеческой деятельности, так и в мышлении, подвергая критике спекулятивный рационализм схоластики и светский эстетизм гуманистической культуры Возрождения.
Для философии нового времени (XVII—XIX века), если брать ее в целом, характерна ориентация на науку, с одной стороны, и юридически правовую сферу — с другой. Необходимо  подчеркнуть,  что под наукой в  новое время подразумевается экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличается от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента (правда, зачатки экспериментального подхода к изучению природы можно видеть в эпоху эллинизма, например, в работах Архимеда). Ведущие философы нового времени поэтому ставят в качестве важнейшей задачи именно обоснование научного знания, всякий раз пытаясь уточнить понятие «наука». В XVII, а особенно в XVIII веках происходит переориентация мировоззрения — теологию вытесняют, с одной стороны, развивающаяся наука, с другой — правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве, с так называемой договорной теорией государства (Гоббс, Локк, Руссо и другие).
Важную роль в философии нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего Локком, во Франции — плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и другими, а в Германии — Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию. Убеждение в том, что разум, понятый главным образом как новая наука, является источником и двигателем общественного прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Анализ .этого умонастроения, а не разбор отдельных учений философов этого периода составляет содержание раздела о просветителях. Здесь вскрываются как сильные стороны просветительского материализма, так и его ограниченность.
С конца XVIII века начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого идеализма Кант, чье мировоззрение, впрочем, формировалось как раз в русле просветительских идей. Философское мышление XIX века, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг и Гегель), существенно определяется принципами историзма и диалектики: не случайно именно в XIX веке мы наблюдаем расцвет истории культуры, права, науки, религии и т.д.
Анализ специфики философского знания в каждый из указанных периодов позволяет показать, во-первых, в какой мере философия в своем развитии обусловлена социокультурными факторами и, во-вторых, каким образом различие в стиле мышления, господствующего в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских проблем, видоизменяя старые и выдвигая новые проблемы. Важно, однако, иметь в виду, что, несмотря на своеобразие философских учений, в разные исторические периоды в развитии мысли сохраняется и существенная преемственность, позволяющая говорить о единстве историко-философского процесса.
Объяснение рецептов действия экономистов, отвечающих на вопрос «Что должно быть?», невозможно без знаний о человеке как о главном действующем лице любых экономических явлений и процессов. Философский аспект рассмотрения человека имеет свои особенности, заключающиеся в его восприятии как субъекта предметно-практической деятельности, как природного и социального существа. Такая позиция может показаться довольно близкой к рассмотрению человека и с экономической точки зрения.

2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Изучение философии всегда было сложным и противоречивым процессом. Круг ее интересов и проблем предполагает мудрое отношение к жизни, к вопросам добра и зла, справедливости и лжи, смыслу человеческого существования. С другой стороны, — это любовь к мудрости, любовь к истине.
У каждого поколения свой уровень мудрости, истинности, поэтому тысячелетия не смогли решить все вопросы. Понимание проблем жизни, смысла философии остается прежним, т. к. в ней всегда присутствует сомнение, скептицизм и беспристрастие в оценках происходящих процессов. 
Философия является неувядающей отраслью познания мира, в связи с тем, что она: 
1) не поддается строгому логическому определению, 
2) всегда отвечает на потребности и интересы личности, 
3) занимается познанием реальности через познание взглядов на человека и мир ученых (не непосредственное изучение), 
4) Философия – это и культура мышления, которая способно увидеть общество таким, какое оно есть, какова в нем философия и в связи с этим каковы ориентиры этого общества в будущее. 
Философия возникла как особая форма духовного освоения мира, в период расцвета восточных цивилизаций и Древней Греции (6—7 вв. до н. э.) 
В отличие от восточных цивилизаций Древняя Греция развивалась гармонично, сочетая в себе науку, культуру управления и осмысление пройденного пути. 
Первое внимание обращено на разделение умственного и физического труда. 
Города-государства – центры творческих профессий, и это требовало возникновения новой философии. 
Во-вторых, правительство ставило перед философами задачу осмысления их власти, признания ее непоколебимости и естественного происхождения 
Ясперс назвал этот период осевым временем, потому что шла ориентация на знание, которое определяет мир, космос, природу, человека. 
Именно в этот период были заложены философские категории, о которых мы размышляем сегодня, так называемые, универсалии (бытие, сознание, истина, знание как понятие). В этот период был поставлен под сомнение вопрос бессознательного и в связи с этим были пересмотрены многие воззрения и верования. С этого периода сознание осознает сознание. Мышление делает своим объектом мышление. 
Таким образом, родилась философия, которая стала центром духовной борьбы рациональности и рационального проверенного опыта, опыта против мифа. 
В художественной литературе, поэзии появилось новое осмысление природы, где человек становится величайшим созданием естественного. Поэмы Гомера и Гесиода, трагедии Эсхила свидетельствовали о том, что на формирование философии оказывали влияние морально-нравственные принципы общественного и индивидуального бытия. 
Расположение Древней Греции способствовало тому, что ее культура впитывала все культуры, которые имели к ней отношение 
Особенности Древней Индии и Древнего Китая. 
Философские воззрения, формировавшиеся на этом пространстве, характеризовались тем, что они находились под сильным воздействием реакционных и деспотических правлений. Философия, находясь под давлением власти, вынуждена была участвовать в социально-политической борьбе. Каждый регион Китая имел свою философию, крупный социальный слой имел свою философию, философские воззрения переплетались. Естественнонаучные знания не находили адекватного отражения ни в китайской, ни в индийской философии (мировосприятие через познание себя, внешние знания не нужны). 
Древний Восток был крепко связан с мифами и поэтому борьба логоса с мифом не затронула философию Древнего Востока. Мифы лежат и в основе современной восточной философии. Несмотря на то, что они противоречат современной философии.

3. ПРОБЛЕМЫ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа. 
Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Саморефлексия - сам себе обосновывает свои поступки. 
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие ?мировоззрение? шире понятия ?философия?. Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе. 
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). 
Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности. 
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека - центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи. 
Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них. 
1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.? 
2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты ? истина, а не заблуждение? 
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и ?факты? реальности и т. д.? 
4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности . 
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др. 
Результатом философской рефлексии являются философские знания. 
Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания. 
Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным. 
Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью. 
Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного. 
Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

 
4. ЧЕЛОВЕК КАК ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

С первых шагов своей осознанной истории человек задумывался над тем, каковы его природные корни, какова его связь с природой (более широко — с космосом), каким должно быть его отношение к природе? Все эти вопросы не получали однозначного ответа. По мере накопления знаний о самом себе, об окружающей его природе, своем месте в этой природной системе человек менял взгляды на характер своих отношений с природой. Обращение к истории позволяет проследить ход изменения этих взглядов в самом широком диапазоне: от провозглашения идей неразрывной связи и единства человека с природой до возведения человека на недосягаемый ни для каких других живых существ постамент, с которого он якобы может неограниченно распоряжаться природой по собственной воле и разумению. Однако подобные представления сравнительно быстро развенчивались самим естественным ходом истории.
Реальные отношения человека с природой свидетельствуют о том, что, как бы ни стремился человек возвыситься над природой, пренебречь природными условиями своей жизни, объективно он подчиняется этим условиям и зависит от них. Возможно, в отдельных случаях сложившаяся ситуация ограничивает его замыслы, заставляет отказываться от намеченных планов, но, не взирая ни на какие сиюминутные сложности, человек должен прийти к сознательному уяснению устранимости этого факта.
Характер сложившихся природно-человеческих отношений традиционно составляет предмет внимания философии, которая выясняет наиболее общие принципы структуры природы и организации самого человека. По мере накопления практического опыта, формирования познания складывалось в разной степени приближающееся к реальному представление о взаимоотношениях человека и природы.
Философия древних греков значительно продвигается в осознании феномена человеческого мира и природы как целостности. В отличие от космоса (Вселенной в целом) античные философы называют обжитой человеком мир ойкуменой. Вместе с тем единство человеческого мира ограничилось географическими представлениями, оно еще далеко от исторического осознания. Позже, в эллинистический период, этот недостаток преодолевается, и уже для стоиков идея мира видится в едином историческом целом. Справедливо, что именно эллинами сформулирована идея ойкуменической истории.
Римская философия и история, начиная с древнегреческого историка Полибия (207—126 гг. до н.э.), ограничивают человека в его возможностях, отдавая все большее значение судьбе, которая господствует в жизни человека и предопределяет ее. В целом уже греко-римской философии была свойственна тенденция к гуманизму, который основывался на идее человека как разумного в своей основе животного. Понимание человека как части природы выдвинуло требования беспрепятственного удовлетворения его земных потребностей, что в дальнейшем стало главным пунктом более развитых форм гуманистической идеологии.
Как и многие другие сферы духовной и социально-политической жизни, проблема взаимоотношения человека и природы испытала сильное влияние христианства, которое критически пересмотрело, во-первых, оптимистическое представление о человеческой природе и, во-вторых, идею субстанциональной метафизической философии о вечных сущностях, лежащих в основе исторического развития.
Нет возможности даже коротко остановиться на наиболее характерных соответствующих примерах из области средневековой философии, философии эпохи Возрождения. Заметим только, что практически ни один мыслитель, оставивший заметный
след в философии, не обходил стороной вопрос о соотношении природы и человека. Восторженное обожествление природы сменяется поэтическим преклонением перед человеком. Особое место в решение проблемы человека в его взаимосвязи с природой принадлежит деятелям Просвещения. Достаточно назвать имена таких мыслителей, как Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций, Гердер, Гете, Радищев и другие, чтобы по достоинству оценить их непреходящий по своему значению вклад в разработку этого вопроса.
В отдельных случаях перед нами предстают концепции, в которых акцент все больше и больше делается на раскрытие внутренней природы самого человека. Так, в концепции французского философа-просветителя Шарля Монтескье (1689—1755/) человек рассматривается как часть природы, а многозначность его жизни объясняется условиями внешней среды. Всякое социальное развитие, по его мнению, есть не более чем реакция единой и неизменной сущности — человеческой природы — на различные внешние раздражители.
Как известно, Кант (1724—1804) положительно встретил выход книги Гер дёра «Идеи к философии истории человечества», но от него не могли ускользнуть критические стрелы, направленные автором в его сторону. В силу этого Кант подверг ответной критике те положения Гердера, которые преувеличивали отношения человека с природой, противопоставляя их социальным отношениям и в особенности государственному укладу. Кант полагает, что только непрерывно растущая деятельность и культура, показателями которой служит упорядоченная в соответствии с правовыми понятиями государственная конституция, могут лежать в основе взаимосвязи человека и природы. Реальную жизнь нельзя подменить призрачной картиной счастья, идеалом которого выступают блаженные острова Таити, где люди жили столетиями, не устанавливая контактов с цивилизованным миром. Кант неоднократно обращается к этому примеру. Рисуя подобную панораму, Кант, естественно, задается вопросом: «А есть ли там вообще необходимость в людях, не могут ли их заменить счастливые овцы и бараны?»
В своем труде «Назначение человека» виднейший представитель немецкого классического идеализма Иоганн Фихте (1762—1814) подчеркивал, что природа представляет собой одно целое, все части которого связаны между собой. Человек же, по его мнению, есть особое проявление всех сил природы в их соединении. Такой человек идет по жизни, предоставленный самому себе и природе, созерцает и познает себя в этом высшем и совершеннейшем ее творении, которое держит его в неумолимой власти строгой необходимости. Этот непреложный факт наполняет Фихте отвращением и ужасом.
Конкретный  анализ  природных процессов,  становления человека должен осуществляться всеми естественными и общественными науками. Их же результат определяется соответствующими возможностями, зависит как от методологической оснащенности, экспериментального и теоретического уровня исследования, наличия специалистов, материального обеспечения, так и от социального заказа, который стимулирует научный поиск.
Начало естественно-научного переосмысления природы было положено французским философом Р.Декартом (1596—1650). Его выводы заставили человека вновь задуматься о своей роли, о своем месте и предназначении в мире, который, по мнению Декарта, имеет строго предопределенную структуру. Изменилось восприятие космоса, характерное дня античности и средневековья; человек перестал чувствовать себя органической частью его иерархической организации. Он оказался как бы один на один с природой, что заставило его искать свои внутренние истоки в ней самой. Он зримо почувствовал, что ритм его жизни все более рассогласовывается с ритмом жизни природы.
В этих и подобных концепциях обнаруживаются слабости и изъяны философии, представители которой, исходя из постоянства и неизменности человеческой природы, закрыли для себя возможность понять ее собственную историю, ибо истинное понимание предполагает признание изменчивости, а не постоянства человеческой природы. Для философии и поныне характерны две крайние концепции взаимоотношения человека и природы: с одной стороны, идея случайности человека в мире и с другой — телеологическая трактовка человека как цели развития природы.
Нормативные действия в экономике должны формироваться не только представлениями о человеке как субъекте, занимающемся собственно нормированием экономических действий, но и представлениями более общего характера. По этой причине в курс философии для экономистов включено рассмотрение философской, религиозной и научной картины мира, позволяющей экономисту использовать эти знания в своей практической деятельности.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия возникла как особая форма духовного освоения мира, в период расцвета восточных цивилизаций и Древней Греции (6—7 вв. до н. э.) 
Первое внимание обращено на разделение умственного и физического труда. 
Именно в этот период были заложены философские категории, о которых мы размышляем сегодня, так называемые, универсалии (бытие, сознание, истина, знание как понятие). В этот период был поставлен под сомнение вопрос бессознательного и в связи с этим были пересмотрены многие воззрения и верования. С этого периода сознание осознает сознание. Мышление делает своим объектом мышление. 
Таким образом, родилась философия, которая стала центром духовной борьбы рациональности и рационального проверенного опыта, опыта против мифа. 
В художественной литературе, поэзии появилось новое осмысление природы, где человек становится величайшим созданием естественного. Поэмы Гомера и Гесиода, трагедии Эсхила свидетельствовали о том, что на формирование философии оказывали влияние морально-нравственные принципы общественного и индивидуального бытия.
Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным. 
Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью. 
Философское знание является ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования. //Вопросы философии. 2000. №12. 
2.    Вундт В. Введение в философию. М., 2005. 
3.    Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск. 1997. 
4.    Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-СПб. 1998. 
5.    Дилътей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. // Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX - начала XX столетий. М., 2006. 
6.    Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1999. 
7.    Мир философии. В 2-х томах. М., 2007. 
8.    Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 2001. 
9.    Сантаяна Дк. Прогресс в философии. // Вопросы философии. 1998. № 4. 
10.    Соловьев Вл. Исторические дела философии. // Вопросы философии. 1988, №3. 
11.    Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни. М., 1996. 
12.    Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991. 
13.    Хайдеггер М. Что такое философия?//Вопросы философии. 1993. №8. 
14.    Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики. // Вопросы философии. 1993. №3. 
15.    Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 274
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba