СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
• изменение цен на другие товары , приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение);
• природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику , влияют на сокращение предложения.
Факторами, влияющими на предложение в ресторанно-гостиничном бизнесе являются:
- высокая эластичность цен в разных сегментах данного рынка;
- разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи продукта;
- неспособность услуг к сохранению;
- высокая степень влияния конкурентов;
- сезонная дифференциация цен;
- высокий уровень ориентации на социально-психологические особенности потребителей, так как цена гостиничного про¬дукта связана с социальным статусом клиента;
- значительная стоимость операций с гостиничными и ресторанными услугами.
2 Закон предложения. Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения
Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения - меньше.
Предложение, как и спрос изображается графиком, однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).
Таблица предложения строится аналогично таблице спроса :
Цена. Тыс. руб. 8 6 4 2
Спрос, шт. 1 2 3 4
Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.
Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как может не оказаться резервов для увеличения производства (имеющееся оборудование работает с максимальной загрузкой в три рабочие смены), а расширение мощностей (включая найм дополнительно рабочей силы и др.) и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены. Представим понятие предложения в виде графика. Горизонтальная ось – величина предложения. Вертикальная –цена.
Рисунок 5. Изменение величины предложения
С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения - меньшие (рис. 6).
S
P 1 и P 2 - цена
Q 1 и Q 2 - величина спроса
S - предложение
Такая реакция предложения на цену связана с тем, что, во-первых , предприятия, работающие в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводят новые мощности, что приведет к росту предложения. Во-вторых , в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в отрасль придут новые производители, что также будет способствовать росту производства и предложения.
Рассмотрим пример расчета эластичности спроса на услуги Ресторана по предоставлению комплексного обеда.
Определяя ценовую политику Ресторан ориентируемся на постоянных клиентов и на изменения на рынке продуктов. Основная часть выручки в Ресторане приходится на период с первого сентября до начала лета.
Далее проведем расчет эластичности спроса в зависимости от цены по формуле:
Эу = ∆P/∆У
Для расчета эластичности возьмем наиболее пользующийся спросом вид блюд «бизнес-ланч». В таблице 5 представим данные по расчету эластичности:
Таблица 5- Расчет эластичности спроса на «бизнес-ланча» Ресторана по цене
Показатель
Цена 300 360 400 420 440
Кол-во проданных блюд в день
40
38
35
33
30
Эластичность (Цена / кол-во)
7,5
9,5
11,4
12,7
14,7
Рассмотрим на графике эластичность спроса на бизнес-ланч Ресторана:
P
500
400
300 D
30 40 Q
Рис 2.1. Эластичность спроса на бизнес-ланч в ресторане «Альпийская терраса»
При минимальной цене спрос на «бизнес-ланч» менее эластичен, чем при более высокой. Причем при каждом увеличении цены – эластичность спроса повышается, т.е. клиенты отказываются от заказа «бизнес-ланча» в Ресторане, переходя к ее конкурентам.
3 Основание модели рынка. Рыночная власть
Для каждого товара или услуги существуют свои кривые спроса и предложения. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос (как выражение потребности в данном товаре) остается неизменным. Об увеличении спроса можно говорить, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Например, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое.
Поскольку спрос вырос под воздействием неценовых факторов, то при той же цене это будет новый спрос и на графике произойдет смещение кривой спроса D 1 в новое положение d 2
При увеличении среднего дохода покупателей, при прочих равных условиях, кривая спроса D 1 сместится вправо вверх и тому же уровню цены Р 1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q 2 .
Главный фактор, влияющий на предложение - издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или в силу благоприятных погодных издержки производства снижаются, то кривая предложения S 1 смещается вправо вниз (рис.3.4). Величина предложения при неизменной цене Р 1 возрастает с Q 1 до Q 2 .
На каком уровне должна установиться цена? Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения. В некоторой точке Е кривые пересекутся (рис.7.).
В точке Е спрос равен предложению (Q 1 ) и цена P 1 выступает как цена равновесия. При более высокой цене Р 2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (р з ) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.
При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке, свидетельствующее о том, что ограниченное количество имеющегося в обществе конкретного товара распределено между возможными его потребителями. Но это частичное равновесие на единичном рынке.
Необходимо учитывать, что цены находятся в постоянном движении вследствие изменений предложения или спроса. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям цен других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в определенный момент времени в равновесии. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.
За пределами равновесной цены находятся две зоны: Избыток и Дефицит.
Для борьбы с избытком товара, при котором возникает перепроизводство товара, необходимо снижение цен. На дефицит рынок реагирует прямым или скрытым ростом цен, одновременно увеличивается спекуляция.
Кривые спроса и предложения могут выявить эластичность цены на товар. Эластичность показывает степень зависимости величины спроса и предложения от цены товара.
До начала рыночных реформ в нашей стране государство централизованно устанавливало цены на подавляющую часть производимых в стране товаров, в том числе и на продукцию сельского хозяйства. Поскольку уровень производительности труда в сельском хозяйстве СССР был очень низким, а затраты высокими, постольку равновесная цена, определяемая рыночными силами, устанавливалась бы на довольно высоком уровне. Государство, желая сделать сельскохозяйственную продукцию доступной для потребителей с невысокими денежными доходами, устанавливало «потолок» цены. Выше установленного «потолка» цена не могла подняться в государственных магазинах. Скажем, если предположить, что равновесная цена 1 кг говядины установилась бы на рынке в размере 4 р., то государство фиксировало ее на уровне 2 р. и продавать ее дороже в государственных магазинах было нельзя .
К чему это приводило? Обратимся к графику (рис. 8). При уровне цены в 2 р. величина спроса будет измеряться отрезком OQ2, а величина предложения — QQ1, т. е. объем спроса превысит равновесное количество ( OQ2 > OQ0), а объем предложения будет ниже его (QQ1 <QQ0). Образуется дефицит в размере Q1Q2.
Рис8
«Потолок» цен и образование дефицита.
Установление государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4р., а государственная цена равна 2р., то величина дефицита соответствует длине отрезка Q1Q2.
В этой ситуации государство вынуждено либо смириться с тем, что мясо исчезло с прилавков магазинов, за ним постоянно выстраиваются большие очереди и немалая часть населения отправляется за мясом и колбасой в столичные города, куда оно поступает в первую очередь. Возникает спекуляция — неизбежный спутник дефицита. Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема.
Или в этом случае государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расширению производства недостающего товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных.
Минимальная цена и излишек товаров.
Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируют и правительства большинства стран с развитой рыночной экономикой. Но ситуация здесь прямо противоположная. Уровень производства сельскохозяйственной продукции в США, западноевропейских странах таков, что ее хватает не только для того, чтобы накормить население стран-производителей. Значительная часть этой продукции экспортируется. Высокое предложение приводит к установлению довольно низкой равновесной цены. Если бы фермеры продавали свою продукцию по рыночным ценам, то значительная их часть, имея высокие издержки, была бы обречена на разорение, что привело бы к росту безработицы, социальным конфликтам.
Рис 9
«Пол» цены и образование избытка.
Установление минимального уровня цены, который выше цены равновесия, приводит к образованию избытка товаров. Если цена равновесия равна P0, а цена, установленная государством, должна быть не ниже, чем Р1, то возникает излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.
Государства развитых стран, не желая допустить разорения большого числа фермерских хозяйств, устанавливают «пол» цены, т. е. фиксируют цену на уровне выше равновесной. К чему это приводит, можно проследить, обратившись к графику (рис.9).
При цене выше равновесной величина предложения составит QQ2, а величина спроса — QQ1, т. е. объем предложения превысит объем спроса, и образуется излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.
При таких обстоятельствах государство вынуждено скупать этот излишек продукции у фермеров или выплачивать им дотации за то, что они сокращают объем посевных площадей. И в том и в другом случае деньги берутся из карманов налогоплательщиков. Поэтому часто разгораются жаркие споры, надо ли проводить политику регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию или лучше тратить деньги налогоплательщиков на переквалификацию разоряющихся фермеров и их трудоустройство. Проблема эта выходит за рамки развития только одной отрасли. Поддержание платежеспособности фермеров обеспечивает гарантированный спрос на промышленную продукцию для сельского хозяйства и услуги для села, а, следовательно, занятость в смежных отраслях и сохранение социально-политической стабильности в странах.
Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купли синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены .
В условиях совершенной конкуренции излишек и дефицит на рынке — явление временное, быстро устранимое силами рыночной конкуренции.
Кривые спроса и предложения пересеклись в точке равновесия А.
Этой точке соответствует равновесная цена — 25 р. — и равновесное количество — 25 единиц товара.
Предположим, что производители шли на рынок с намерением продать свой товар по цене 30 р. В этом случае объем предложения составил бы 30 шт. товара, но величина спроса была бы лишь 20 шт. В такой ситуации развертывается конкуренция между продавцами, каждый из них стремится найти своего покупателя, и те, у кого издержки по производству товара ниже, раньше других пойдут на снижение цены. Те из производителей, у кого затраты высоки, не могут себе позволить продавать продукцию по цене ниже 30 р., они покинут рынок, и величина предложения сократится. В то же время при снизившейся цене появится большее число покупателей, которые смогут купить товар. Величина спроса будет расти. На рисунке уменьшение величины предложения и рост величины спроса показаны стрелками, которые движутся по кривым спроса и предложения к точке равновесия А. По мере движения величины спроса и величины предложения к точке А избыток на рынке уменьшается, и, наконец, в точке А он исчезает совсем, величины спроса и предложения совпадают.
Представим теперь, что покупатели отправляются на рынок, планируя купить товар по цене 15 р. При такой цене объем спроса составит 40 шт. товара, а объем предложения лишь 10 единиц. Возникает дефицит в размере 30 шт. товара. Дефицит создает конкуренцию среди покупателей, и какая-то часть из них, очевидно имеющая большие доходы, согласится приобрести товар по более высокой цене, остальные вынуждены будут покинуть рынок. Это приведет к сокращению величины спроса. Но одновременно рост цены будет увеличивать объем предложения. Нижние стрелки показывают движение величин спроса и предложения навстречу друг другу, но уже вверх, к точке равновесия А. В этой точке дефицит будет окончательно ликвидирован, объем спроса и объем предложения совпадут.
Рассмотрим ценовую политику одного из Ресторанов, ориентированную на конкурентов.
Цены в Ресторане устанавливаются в зависимости от цен конкурентов – Ресторанов того же класса, которых становится все больше и больше в последнее время. Однако основными конкурентами Ресторана является: 3 ресторана конкурента: Ресторан «1», Ресторан «2» и Ресторан «3».
Их цены постоянно исследуются и анализируются. Кроме того, анализу подвергается меню конкурентов. Шеф-повар постоянно расширяет и изменяет свое меню, добавляя и изобретая новые блюда. На стандартные блюда ресторан придерживается цен конкурентов (приблизительно).
Конкуренты также производят анализ цен Ресторана «Х» и его меню, поэтому многие новые блюда первооснователями которых был Ресторан – вскоре начинают предлагаться конкурентами, после чего блюдо перестает быть эксклюзивным и подлежит обычному размеру торговой наценки. Причем интересным является факт, что в данном случае приходит уже исследуемому ресторану придерживаться ценовой политике конкурентов по данным блюдам.
В таблице 2 приведено сравнение некоторых блюд (наиболее популярных среди посетителей) с ценами конкурентов.
Таблица 2- Цены на популярные блюда в ресторане «Х» в сравнении с ценами конкурентов летом 2007 года, руб.
Блюдо Цена «Х» Цена Ресторана «1» Цена Ресторана
«2» Цена Ресторана «3»
Карпаччо из лосося 250 249 251 248
Солонина По-неаполитански 330 335 329 330
Салат "Ницца" 179 180 169 188
Салат Цезарь 199 180 179 189
Каре ягненка 499 450 470 456
Стейк Рибай 700 750 720 754
Суп-пюре из лосося 200 220 200 226
Стейк-порк (240/120) 440 450 451 451
Филе осетрины (180/50/20) 490 460 480 440
Овощи гриль (250/20)
цуккини, баклажаны, сладкий перец, помидоры, красный лук, шампиньоны 230 235 233 -
Таким образом, из таблицы 5 видно, что исследуемый ресторан придерживается примерно одинаковых цен с ценами конкурентов, однако отметим, что некоторые из них играют на небольшом понижении. Например, цена конкурента «1» не 250 руб.( как в «Х»), а 249 уже сыграет в его пользу, т.к. клиент округлит ее не до 300 рублей, а до 200, что увеличит вероятность осуществления заказа.
4 Влияние особенностей отраслевой экономики на экономическое поведение предприятия отрасли
Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.
К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку значения, меняющиеся во времени и в пространстве.
Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. К их числу относятся экономические и финансовые факторы:
улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;
увеличение (снижение) персонального дохода;
более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;
возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.
Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный, деловой и т.д.
5 Подходы к планированию деятельности предприятия
В настоящее время в условиях перехода России к рыночной экономике для стратегического планирования фирмы может быть использована следующая схема: Программа деятельности фирмы – выжить в условиях высокой конкуренции в отрасли туристическо-гостиничного бизнеса (ТГБ) в стране..
Цели фирмы:
1. Как можно быстрее адаптировать хозяйственную деятельность и систему управления фирмой к изменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям;
2. Максимально сохранить коллектив специалистов и руководящих работников, имеющихся на фирме;
3. Обеспечить стабильное финансовое и материальное положение фирмы в отрасли и на ее целевых рынках.
Стратегия фирмы:
1. Максимально разнообразить спектр предоставляемых сферой услуг;
2. Вести постоянную работу по поиску различных групп – потенциальных клиентов ТГБ;
3. Проанализировать спрос, определить перечень и организовать выпуск новых товаров и предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям фирмы и могут распространяться через предприятия общепита;
4. Организовать эффективную рекламу всех услуг (ТГБ);
5. Проводить активную коммерческую деятельность (сдача в аренду помещений и территорий, кредитование, сбыт товаров других фирм и т.д.) ;
6. Уменьшение производственных издержек и накладных расходов, производимым ТГБ услугами.
Чем четче выдвигает фирма свои цели в рамках количества места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения. В качестве примера рассмотрим сеть столовых, которые занимаются не только предоставлением услуг общественного питания, но и производством кондитерских изделий, хлебопродуктов, проведением развлекательных мероприятий и прочих услуг.
Схема стратегического планирования этой фирмы может иметь структуру, представленную ниже .
Программа деятельности фирмы: обеспечение максимальной удовлетворенности потребностей населения, при растущих доходах населении – предоставление более новых видов услуг, создание диетической кухни.
Цели фирмы:
1. Разработка ассортимента диетической продукции, приобретением необходимого оборудования;
2. Исследования по созданию нового, более современного и продуктивного вида диетических блюд;
3. Увеличение роста прибыли от внедрения новых диетических блюд.
Подцели фирмы:
1. Рост сбыта блюд диетической кухни;
2. Снижение производственных издержек;
3. Установление новой продажной цены.
Стратегии фирмы:
1. Увеличение доли существующего внутреннего рынка за счет более эффективной рекламы и стимулирования продаж, освоение новых каналов сбыта;
2. Повышение конкурентоспособности предприятия. Выбор новых рынков и каналов сбыта, разработка эффективной рекламы, снижение цены за счет уменьшения производственных издержек;
3. Снижение издержек путем уменьшения накладных расходов фирмы. Сокращение эксплуатационных и амортизационных расходов. Оптимизация структуры управления. Сокращение численности административно-управленческого персонала. Автоматизация производства;
4. Снижение издержек за счет уменьшения расходов на сырье, материалы, комплектующие, топливо, энергию и другие ресурсы. Оптимизация поставок, внедрение ресурсосберегающих технологий;
5. Установление более высоких продажных цен, разработка комплекса маркетинга на новые изделия.
Формулирование программы фирмы, как обеспечение нужд населения при растущем спросе на диетические блюда определяет общую цель и предназначение фирмы, ее место среди других фирм и организаций. По прогнозам специалистов к 2010 году потребность в диетической кухне в России увеличится в два раза, а еще через 20 лет в четыре раза. Достижение этой общей цели связано с достижением более конкретных целей и подцелей по изготовлению необходимого количества блюд, а также с исследованиями по созданию новых видов диетических блюд, которые наилучшим образом будут удовлетворять требованиям клиентов
Подцели определяют возможные направления увеличения прибыли фирмы. Рост сбыта, снижения издержек и повышения продажной цены, связанной с разработкой новой, более качественной продукции. Для достижения поставленной общей цели и подцелей сформулированы пять возможных стратегий для каждой из принятых стратегий, рекомендуется разработать планы конкретных мероприятий, в которых необходимо ответить на следующие вопросы:
• Чем будет заниматься фирма в планируемый период;
• Какие средства необходимы для этого и где их планируется получить;
• Чем предлагаемые фирмой товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно их;
• Какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы;
• Какова ожидаемая выручка от продаж;
• Каковы планируемые затраты на производство товаров;
• Какая ожидается чистая прибыль;
• Каков уровень прибыльности инвестиций в это дело;
• По истечении какого срока заемные средства могут быть гарантированно возвращены.
Далее необходимо рассмотреть условия работы фирмы, в качестве которых можно назвать, например, следующие факторы:
• Циклы деловой активности фирмы;
• Изменение конъюнктуры рынка;
• Наличие рабочей силы;
• Источники материальных и финансовых ресурсов;
• Взаимодействие с государственными организациями, органами и предприятиями отрасли;
• Основные конкуренты фирмы и другие факторы.
В рамках анализа интенсивности конкуренции в отдельной отрасли или стратегической группе, можно выделить четыре вида стратегии. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.
Стратегия концентрированного роста
Стратегия концентрированного роста - сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами стратегий первой группы являются:
• стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции
• стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта
• стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, предполагает реализовывать на уже освоенном фирмой рынке
Стратегия интегрированного роста
Стратегия интегрированного роста - предполагает расширение фирмы путем добавления новых структур. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
• стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение
• стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи
Стратегия диверсифицированного роста
Стратегия диверсифицированного роста - стратегиями данного типа являются следующие:
• стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов
• стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой
• стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках
Стратегия реагирования
Стратегия реагирования – предполагает недостаток в постоянной взаимосвязи между стратегией, структурой и культурой компании. Их, в большинстве случаев неэффективные, реакции на давление и изменения окружающей среды в основном предполагают постепенное изменение стратегии.
Рассмотрим процесс планирования на примере одного из Ресторанов.
Таблица 3 – Текущий прогноз деятельности предприятия
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 2006 г.
Выручка от продаж, тыс. руб. 20557 25000 35000 170,3
Прибыль от продаж, тыс. руб. 1793 2500 3750 209,1
Рентабельность продаж, % 8,7 10,0 10,7 -
Таким образом, если тенденция производства сохранится, то предприятие не сможет достичь первоначальных целей. Существующие разрывы (таблица 4) предприятия сможет устранить с помощью цели «гибкость», для чего необходим портфельный анализ.
Таблица 4 – Существующие разрывы
Показатели Текущий прогноз Поставленные цели Существующие разрывы
Выручка от продаж, тыс. руб. 38000 49737 11737
Прибыль от продаж, тыс. руб. 3000 5086 2086
Рентабельность продаж, % 7,8 10,2 17,7
В расширенный список будущих новых направлений включаем:
- Меню расширить китайской кухней;
- Открыть кондитерский цех для приготовления кондитерских изделий;
- Предоставить услугу заказ еды по Интернету или по телефону с доставкой на дом;
- Проведение банкетных мероприятий;
- Открытие нового зала для танцев.
По предварительной экспертной оценке эти новые производства удовлетворяют следующим критериям:
- позволяют достигать поставленных целей;
- достигается необходимый синергизм, т.е. связь с традиционным производством;
- имеются необходимые инвестиции;
- наступает нормативная окупаемость затрат.
Критерии доступности затрат на вход. Глубокий анализ показал, что отдельные производства названного расширенного списка являются капиталоемкими, требуют новой производственной базы и значительных затрат на освоение. По этому критерию мы из списка исключаем открытие нового зала.
Оставшиеся производства обладают устойчивой экономической базой.
Остается список доступных направлений. Этот список анализируется по критериям:
- наличие экономической перспективы;
- совпадение или приближение к конкурентному профилю конкурентов;
- возможность использования ключевых факторов успеха в стратегиях наиболее сильных конкурентов.
Стратегии конкурентов очень многообразны, могут быть вполне достижимы для Кафе. Таким образом, в эффективный список войдут оставшиеся 4 производства:
- Меню расширить китайской кухней;
- Открыть кондитерский цех для приготовления кондитерских изделий;
- Предоставить услугу заказ еды по Интернету или по телефону с доставкой на дом;
- Проведение банкетных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийные механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.
В целом концепция спроса и предложения распространяется и на рынок ресурсов. Однако рынок ресурсов имеет свои особенности. В силу ограниченности ресурсов на рынке существует устойчивый спрос на факторы производства. Спрос на ресурсы является производственным спросом от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Следовательно, ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Производственный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от его производительности и от цены товара, созданного с помощью этого ресурса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6. Ресторанно-гостиничное хозяйство: Справочное пособие. — М., 2005
7. Гостиничный и ресторанский бизнес: Учебник / Под ред. А. Д. Чуднов-ского. — М., 2005.
8. ДейянА. Реклама. — М., 2003.
9. Дурович А. П. Маркетинг в РГБ: Учеб. пособие. — Минск, 2001.
10. Жих Е. М, Панкрухин А. П, Соловьев В. А. Маркетинг: Как завоевать ры¬нок? - М., 2001.
11. Джанджуназова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М. АСАДЕМА. 2005 г. 220 с.
12. Классики маркетинга / Сост. Б. М.Энис, К.Т. Кокс. — М.; СПб., 2001.
13. Котлер Ф., БоуэнД., МейкензД. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник. — М., 2002.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 2002 г.
15. Лесник А. Д., Смирнова М. Н. Маркетинг и реклама в гостиничном биз¬несе. — М., 2001.
16.Лесник А. Л., Смирнова М.Н. Ценовая политика в ресторанно-гостиничном биз¬несе. — М., 2007.
17. Лесник А. Л., Чернышев А. В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. — М., 2007.
18. Линн ван дер Ваген. Ресторанно - Гостиничный бизнес. — Ростов н/Д, 2005.
19. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. А. Л. Лесника, А.В.Чернышева. — М., 2004.
|