СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка изучить специфику деятельности партии и дать оценку ее результатам с позиции анализа PR-деятельности субъекта политической системы.
Объектом нашего исследования являются функционирование политической партии и её деятельность в общественной сфере.
Предметом исследования является изучение форм и методов PR в деятельности политической партии «Единая Россия».
Цель нашей работы заключается в изучении эволюции форм и методов политического PR в деятельности партии «Единая Россия».
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть сущность PR и особенности его применения в политической сфере.
2. Изучить появление «Единой России» как самостоятельной партии и особенности ее организации.
3. Определить особенности проведения PR-кампаний партией «Единая Россия».
4. Выявить соотношение PR-деятельности партии «Единая Россия» с другими партиями РФ.
5. Изучить основные направления PR-деятельности партии «Единая Россия» в челябинской области.
6. Рассмотреть взаимосвязь PR-деятельности партии на уровне субъектов Федерации с PR-деятельностью партии «Единая Россия» на федеральном уровне.
Теоретической основой для написания дипломной работы послужили научные труды М.Ю. Зенкова, В.В. Лазутина, В.А. Моисеева, Т.В. Науменко.
Основными методами нашей работы являются сопоставительный и описательный. В работе используются специфические приемы анализа и подготовки PR-мероприятия. Выбор методов обусловлен объектом и задачами исследования.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Библиографического списка.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО PR И СТАНОВЛЕНИЯ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
1.1. Сущность PR и особенности его применения в политической сфере
1.1.1. История становления PR
Связи с общественностью — это феномен не только ХХ в., корни которого, уходят глубоко в историю. Эти связи так же стары, как и сама коммуникация между людьми. Ещё во времена расцвета таких цивилизаций как Шумер, Китай, Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим, людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии. Подобная практика существует до сих пор: межличностная коммуникация, искусство красноречия, организация специальных мероприятий, паблисити и т. д. Конечно же, никогда эта деятельность не носила название «связей с общественностью», но сегодня перед работниками публичной сферы, которые занимаются сходной деятельностью, стоят те же цели [8; с. 67].
Современные технологии пиар разрабатывались в Европе и Америке: во Франции и США. В 1900 году Гарвардский университет уже имел собственное бюро паблисити. Офис паблисити также в 1904 году был создан в университете штата Пенсильвания. В 1912 году было создано первое крупное бюро PR при Американском телефонно-телеграфном объединении. Отделы по связям с общественностью и специализированные фирмы появились в США в начале 1920-х как реакция на деятельность «разгребателей грязи». Одними из ее родоначальников являются журналист Айви Ли и компания Дж. Рокфеллера, служащим которой Айви Ли стал позднее. Одной из первых кампаний по связям с общественностью считают прием, придуманный лично Рокфеллером: раздача детям новых блестящих десятицентовых монеток. 1945—1965 года — бум пиар в Соединенных Штатах Америки. Пиар окончательно выделяется в самостоятельное направление в менеджменте и продолжает бурно развиваться.
1.1.2. Сущность и отличительные особенности Public Relations
Public relations ― это сложное многоплановое понятие и сравнительно трудно поддается классификации. Оно соединяет три отдельные сферы познания и практической деятельности: общественные связи, управление и маркетинг. В самом общем виде public relations ― это «построение отношений с группами, которые могут оказать влияние на функционирование предприятия путём создания положительного общественного мнения, создание привлекательного имиджа фирмы и соответствующее реагирование на негативную информацию» [1; с. 35]. Таким образом, public relations ― это совокупность действий с целью создания уважения к предприятию в целом.
Связи с общественностью, PR (Public Relations, СО, от public relations — связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественные отношения, общественное взаимодействие) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни [7; c. 26].
Определение (Британского) Института паблик рилейшнз (Institute of Public Relations, IPR): «Паблик рилейшнз — это планомерная постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия и через это взаимопонимания между организацией и ее общественностью» [7; с. 27]. PR-деятельность организуется как кампания или программа и осуществляется постоянно. Ее цель гарантировать, что деятельность организации понятна для других. Этим обеспечивается взаимопонимание между организацией и общественностью, поскольку в этом случае в процесс вовлечены самые различные группы людей.
Целью паблик рилейшнз является не просто взаимопонимание, а достижение конкретных целей. Эти цели часто включают решение коммуникационных задач, например изменение негативного отношения на позитивное, т.е. осуществление изменений. К PR применяется метод управления на основе поставленных целей. Когда цели сформулированы, они позволяют оценивать полученные результаты, и PR становится видом деятельности материального характера.
По результатам работы Мировой ассамблеи ассоциаций паблик рилейшнз, проведенной в Мехико, в августе 1978 г. появилось следующее, согласованное между ее участниками, определение: «Практика паблик рилейшнз — это искусство и наука анализа тенденций, прогнозирования их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществление программ действий в интересах организаций и социума» [7; с. 31].
Словарь ABBYY Lingvo 12 дает следующее определение Public Relations: «Связи с общественностью — это специализированная деятельность релайтеров (пиарменов и пиарвуменов) — специалистов по связям с общественностью — в интересах персоналий и корпораций, государственных учреждений, благотворительных фондов и торговых объединений по созданию благоприятного имиджа организации, ее представителей, конкретной личности, продукта или идеи в глазах общественности и социальных групп: акционеров, финансовых кругов, служащих компаний и учреждений, реальных или потенциальных клиентов, а также членов муниципальных, окружных, штатных и федеральных законодательных органов. Эта деятельность чаще всего осуществляется путем предоставления в распоряжение прессы, телевидения и радио соответствующей информации, на которую серьезно полагаются и рассчитывают многочисленные местные издания (газеты и журналы, местные радио- и телевизионные станции). Крупные газеты также пользуются такой информацией, но более тщательно анализируют и отсеивают ее» [6; с. 38].
Понятие «Связи с общественностью» тесно связано с такими понятиями как реклама, пропаганда, паблисити, журналистика, агитация, маркетинг и менеджмент. С понятиями манипуляция и пропаганда PR связан лишь косвенно, поскольку по декларируемому определению является инструментом осознанного диалога двух равных субъектов. Однако некоторые тесно связывают эти понятия ввиду реалий 90-х годов и ошибок в трактовке.
Однако наилучшим и наиболее адекватным современной практике считается определение, предложенное профессорами Лоуренсом В. Лонги и Винсентом Хазелтоном. Они описывают связи с общественностью как «коммуникативную функцию управления, посредством которой организации адаптируются к окружающей их среде, меняют (или же сохраняют) её во имя достижения своих организационных целей» [7; с. 33]. Данное определение представляет собой новейшую теорию, описывающую связи с общественностью как нечто большее, нежели просто формирование в обществе тех или иных точек зрения.
PR — это непрерывная деятельность, состоящая из последовательности акций, подчиненных единой цели и объединенных долгосрочной программой, рассчитанных на срок от одного года.
1.1.3. Своеобразие PR в сфере политики
Ситуация, сложившаяся на российском рынке PR, позволяет условно разделить функционирующие на нем фирмы на две группы: специализирующиеся на политическом PR и коммерческом. Третье направление — государственный PR — в нашей стране практически не развито. По оценкам самих фирм доля государственных заказов составляет всего 3—5 % (за вычетом выборных кампаний).
Политический PR представляет собой процесс управления информацией для достижения определённых целей. Данный процесс имеет 3 этапа. Первый этап заключается в формировании собственного информационного потока.
Второй этап предполагает сегментирование информационного потока и манипулирование информацией. Манипулирование как процесс воздействия на общественное мнение с целью направления его в нужное русло использует такие приёмы, как умолчание о какой-либо информации, перестановка информации, подгонка рейтингом, а также самый широко используемый в политическом PR приём расстановки информационных акцентов. Этот приём представляет собой следующую последовательность действий:
На идентификационном этапе в сознании или подсознании избирателей формируется некий размытый образ потенциального кандидата, партии или блока (далее — фигурант). Этот образ «очеловечивается» за счет создания псевдонепредвзятой картины того, как фигурант учился в школе, занимался спотом, работал и т.д. Затем происходит придание фигуранту уникальности, т.е. предъявление уникального политического предложения. Это аргументационный этап, когда подсознательно воспринятые положительные черты кандидата более четко очерчиваются на уровне аргументов. Выпускаются в свет экономические, политические и иные программы. Здесь начинает работу конфликтогенный приём, который базируется на том, что большая часть аргументов обращена не к разуму, а к чувствам [5; с. 73];
Правительственным структурам нужны информационные кампании по пропаганде принимаемых решений. Если в 1993 году информационная кампания в поддержку приватизации рассматривалась как уникальное событие в экономической жизни государства, за ее реализацию давали государственные премии, то в настоящее время подобных кампаний, но несколько меньшего масштаба, в стране проходит 5—6 в год. Тенденция ближайшего будущего — повышение активности государства, приобретение им статуса основного заказчика PR-услуг.
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами. Так что к основным функциональным задачам PR в системе госуправления можно отнести: участие в демократизации государственного управления и содействие становлению гражданского общества.
В целом деятельность государственного PR обеспечивает «согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов. Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений» [4; с. 52].
Отличия PR-структурах государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению.
Цели PR-структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, а для коммерческого PR характерно способствовать достижению главной цели организации — прибыли.
Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия, что позволяет им использовать и инструменты рекламы для достижения поставленных целей. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами.
Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании — непродуманная PR-кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в свих действиях и решениях ответственно перед обществом, что, с одной стороны, говорит о более размытых требованиях, но, с другой стороны, эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.
В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на PR-мероприятие, так как денежные потоки слишком контролируются. В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех.
Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях. Большое влияние на государственную деятельность оказывает взаимодействие с общественными организациями и осуществление лоббистской деятельности. Решения коммерческих предприятий менее часто и не так регулярно обсуждаются в прессе, более того пресса оказывает меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные PR-технологии по усилению новостей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе [5; с. 67].
Базируясь на существующей в России трехуровневой организации государственного управления, можно выделить три уровня PR, каждый из которых обладает собственной спецификой, связанной с преобладанием тех или иных ресурсов — это федеральный, субъектный и местный уровни. Каждый из них имеет собственную законодательную базу, которая определяет способы взаимодействия государственных структур, находящихся на определенном уровне, с общественностью. Следование законодательным нормативным актам — специфика государственных структур, во многом ограничивающая их потенциал и способы его реализации.
Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что PR-структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR-структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером.
Более того, PR-структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным и тем более местным, кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются PR-структуры федерального уровня — это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного или местного уровней.
Основной особенностью федерального уровня является мощный законодательный аппарат, регулирующий деятельность органов государственного управления. Законодательная база связей с общественностью в сфере государственного управления довольно развита, что объясняется необходимостью контролировать влияние государственных органов на инструменты взаимодействия с общественностью, особое внимание уделяется взаимоотношениям со СМИ. Риск использования СМИ в качестве средства манипуляции государственными органами велик, так как они придерживаются установки: «кто контролирует СМИ — тот управляет миром». Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерствами со СМИ [5; с. 82].
Возникновение пресс-служб, пресс-центров и PR-отделов в органах государственного управления стало возможным из-за внутренней потребности организаций проводить активную информационную политику. Регулируя отношения с внешней средой, пресс-служба и приспосабливается к внешним условиям, и регулирует взаимоотношения со структурами, находящимися вне данной организации.
Таким образом, немаловажная роль PR в бизнес-структурах и политической сфере не вызывает сомнений. В настоящее время происходит активное позиционирование себя перед лицом общественности как коммерческих организаций, так и субъектов политической и государственной жизни общества.
1.2. Появление «Единой России» как самостоятельной партии и особенности ее организации
1.2.1. Этапы становления партии «Единая Россия»
Роль политических партий в общественном устройстве современной России усиливается. Она прослеживается и в реальной динамике российской партийной системы, и в развитии парламентаризма, и в законодательстве.
В настоящее время в России официально зарегистрированы 7 партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Яблоко» и «Правое дело». На середину 2010 года общая численность членов политических партий в России приблизилась к 3 млн. человек. Из них примерно 2/3 составляют члены «Единой России». Основой системы стали четыре партии, представленные в Государственной Думе: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Это стало очевидно после выборов в Государственную Думу в 2007 году и особенно после выборов в региональные законодательные собрания в марте 2010-го. При этом КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» сразу после выборов 2007 года заявили об уходе в оппозицию «Единой России».
Партийно-политическая система России достигла сегодня относительной стабилизации, состояние которой может нарушить лишь устойчивый консенсус всей оппозиции, системной и несистемной, относительно принципиальных проблем повестки дня. Система, образованная противостоянием «Единой России» с одной стороны, и системной оппозиции — с другой, находится в состоянии устойчивого равновесия. Оно обусловлено доверием подавляющего большинства населения России к правящей «Единой России» и наличием групп населения, традиционно голосующих за парламентскую или системную оппозицию. Несистемная оппозиция в настоящее время не представляет собой реальной политической силы и, следовательно, не может считаться фактором, который может воздействовать на политическую систему.
«Единая Россия» представляет собой российскую правоцентристскую политическую партию, она создана 1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер — Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) как Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество — Единая Россия» [9; с. 117]. Избирательный список партии на думских выборах 2007 года возглавил на тот момент действующий президент России В.В. Путин, не являвшийся членом партии и впоследствии отказавшийся от депутатского мандата. В результате думских выборов 2007 года «Единая Россия» получила квалифицированное большинство мест в Государственной Думе.
12 июля 2001 г. состоялся Учредительный съезд Общероссийского союза «Единство» и «Отечество». Союз возглавили два Сопредседателя: Сергей Шойгу и Юрий Лужков. В соответствии с начавшимся процессом консолидации центристских политических сил в Государственной Думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций «Отечество — Вся Россия» и «Единство», а также депутатских групп — «Регионы России» и «Народный депутат».
29 марта 2003 года состоялся II съезд партии. Съезд одобрил доклад, с которым выступил председатель высшего совета партии Б.В. Грызлов и утвердил манифест «Путь национального успеха». На съезде было принято решение разработать предвыборную программу на предстоящие парламентские выборы. III съезд партии 20 сентября 2003 года принял предвыборную программу и утвердил список кандидатов на выборах. 7 декабря «Единая Россия» выиграла выборы, и получила 37,57 % голосов, а вместе с одномандатниками — и конституционное большинство в Государственной Думе России. Борис Грызлов стал спикером Госдумы.
24 декабря 2003 года состоялся IV съезд, на котором с докладом выступил председатель высшего совета партии Б.В. Грызлов. Съезд одобрил основные положения и выводы доклада, а также деятельность партии в период избирательной кампании. Съезд принял единогласное решение о поддержке кандидатуры Владимира Путина на выборах президента. Кроме того, было принято решение о переименовании партии «Единство и Отечество — Единая Россия» в партию «Единая Россия». 27 ноября 2004 года на V съезде была проведена реформа управления — ликвидирован центральный политический совет и введена должность председателя партии. Председателем «Единой России» был избран Борис Грызлов.
Новое руководство «Единой России» поставило целью так называемую «партизацию власти» [3; c. 69]. Весной 2005 года был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежит «Единой России». Подавляющее большинство губернаторов являются членами «Единой России». Начиная с 2005 года в партию вступили руководители крупных промышленных корпораций: «Рот Фронт», «Бабаевский», «Мечел», «АвтоВАЗ».
26 ноября 2005 года в Красноярске состоялся VI съезд партии, одобривший новую редакцию устава. Согласно одной из поправок, в случае невыполнения решений центральных и региональных партийных органов может быть прекращена деятельность регионального политического объединения, не выполняющего эти решения. Изменений в программу партии на съезде не было сделано. В докладе также была упомянута необходимость повышения нравственного здоровья общества (через усиление контроля над СМИ) и решения демографических проблем. С политическим докладом «Россия — выбор будущего: политические задачи Партии и вопросы стратегии развития России» на Съезде выступил Председатель Партии Б.В. Грызлов.
По итогам обсуждения политического доклада Съезд утвердил Программное заявление Партии «Россия, которую мы выбираем» в котором — на основе анализа достижений и вызовов современной России — была изложена стратегия качественного обновления страны на принципах суверенной демократии.
Суверенная демократия предусматривает максимальный учет национальных особенностей политического развития, становление России как великой державы в условиях глобальной конкуренции при одновременной открытости к честному и равноправному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству со всеми участниками международных отношений.
В Программном заявлении Партии были сформулированы 10 приоритетов на ближайшее десятилетие. Это был фактически первый опыт долгосрочного планирования в новой России. В качестве приоритетов были определены: борьба с бедностью; совершенствование систем здравоохранения и образования; проведение взвешенной промышленной и молодежной политики; ускоренное развитие агропромышленного комплекса и социальной инфраструктуры села; укрепление федеративных основ через выравнивание регионов и стимулирование местного самоуправления; укрепление правоохранительной и судебной системы; реформирование государственного управления и повышение роли партий в жизни страны; общественный контроль над соблюдением прав и свобод и поддержка гражданских инициатив.
Главные цели стратегии обновления: «сбережение российского народа; искоренение коррупции и повышение эффективности государства; создание в России экономики инновационного типа» [2; с. 28].
2 декабря 2006 года в Екатеринбурге состоялся VII съезд партии. По итогам съезда было утверждено программное заявление «Россия, которую мы выбираем», в котором была изложена стратегия развития на принципах суверенной демократии.
VIII съезд партии проходил в два этапа. 1—2 октября 2007 года в Москве состоялся первый этап. В его работе принял участие президент Владимир Путин. Первый день был посвящен обсуждению программы, с которой «Единая Россия» шла на думские выборы, — Плана Путина. Во второй день съезда был утвержден Федеральный избирательный список партии. 17 декабря 2007 года в Москве состоялся второй этап. В его работе приняли участие президент Владимир Путин и первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев. Председатель партии Борис Грызлов, открывая съезд, заявил, что главная его задача — подготовка к избирательной кампании президента. Съезд официально выдвинул кандидатом на пост президента России первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева.
7 мая 2008 года Бориса Грызлова на посту руководителя партии сменил Владимир Путин. Ранее на IX съезде «Единой России» (15 апреля 2008 года) президент Владимир Путин принял предложение возглавить партию «Единая Россия». 20 ноября 2008 года в Москве состоялся X съезд «Единой России». На его открытии выступил председатель партии Владимир Путин. В работе съезда принял участие президент России Дмитрий Медведев.
XI съезд партии прошел 21 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге. Председатель партии Владимир Путин подвел итоги антикризисной работы правительства, обозначил приоритеты посткризисного развития экономики, поставил новые задачи перед «Единой Россией». 8 февраля 2010 года «Справедливая Россия» заключила с партией «Единая Россия» политическое соглашение, в котором обе партии заявили, что они обязуются стремиться к коалиционным действиям.
1.2.2. Особенности функционирования партии «Единая Россия»
Если в марте 2003 года в «Единой России» (созданной на базе «Единства» и ОВР) состояло 400 тыс. человек, то по состоянию на 23 сентября 2010 года численность партии «Единая Россия» составляет 2 055 602 человека. 4 % членов партии- это предприниматели, примерно столько же партийцев трудятся в сфере искусства, 8 % — в здравоохранении, в образовании работают 21,2 %, в промышленности — 20,9 %, 26 % — пенсионеры, студенты и временно не работающие, и только 13,2 % — состоят на государственной службе и работают в органах власти [3: с. 257].
Официальная идеологическая платформа партии, описанная её лидерами как центризм и консерватизм, предполагает «государственническую» позицию, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям [9; с. 237]. Ряд активных членов фракции в начале 2005 года одновременно выступили с публичным изложением новых подходов к развитию экономики и общества России — так называемому «социально ориентированному» и «праволиберальному», или «либерально-консервативному». Речь шла о создании внутри партии двух «крыльев» и «центра» («социального консерватизма»). Дискуссию членам партии разрешили лишь на уровне неформальных «клубов».
Партия поддерживает политику действующего правительства и президента. На парламентские выборы 2007 года «Единая Россия» шла под лозунгами поддержки курса президента Владимира Путина — Плана Путина. План Путина — идеологическое клише, введённое для обозначения политической и экономической программы второго президента России Владимира Путина, для его последующего использования в избирательной кампании «Единой России» на думских выборах 2007 года. Использовалось в лозунге «План Путина — победа России».
«План Путина» направлен на решение следующих задач:
— дальнейшее развитие России как уникальной цивилизации, защита общего культурного пространства, русского языка, наших исторических традиций;
— повышение конкурентоспособности экономики через выход на инновационный путь развития, поддержку науки, развитие инфраструктуры, наращивание инвестиций в первую очередь в высокие технологии;
— обеспечение нового качества жизни граждан путем продолжения реализации приоритетных национальных проектов, дальнейшего и значительного повышения заработной платы, пенсий и стипендий, оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы;
— поддержка институтов гражданского общества, стимулирование социальной мобильности и активности, продвижение общественных инициатив;
— укрепление суверенитета России, обороноспособности страны, обеспечение для нее достойного места в многополярном мире [9; с. 284].
Разработанный партией «Русский проект» с технической точки зрения заключается в проведении круглых столов на ряд тем. Самой партией он позиционировался как своеобразная дискуссионная площадка для обсуждения десяти «русских вопросов». Однако проект был встречен неоднозначно в среде самой партии, в частности, получив крайне нелицеприятную оценку от представителей многонациональных регионов.
Председатель «Единой России» — Владимир Путин, членом партии не является. Первоначально руководящими органами партии являлись генеральный совет (15 человек), центральный исполнительный комитет, высший совет и центральный политический совет (ликвидирован в ноябре 2004 года).
Высший совет определяет стратегию развития партии. Генеральный совет (152 члена) является высшим политическим руководящим органом партии в период между съездами. В компетенцию генсовета входит принятие заявлений по наиболее важным вопросам общественно-политической жизни страны, назначение и освобождение от должности главы центрального исполкома по предложению председателя партии, а также взаимодействие с органами власти и местного самоуправления.
Президиум генерального совета (23 члена) — постоянно действующий руководящий орган партии. Президиум руководит политической деятельностью партии — от разработки проектов предвыборной программы до организационно-партийных и идеологических документов.
Президиум вправе утверждать бюджет партии, а также по представлению бюро высшего совета вносить на съезд предложение по выдвижению кандидата на должность президента России и выдвижению списков кандидатов в депутаты Госдумы.
Секретарь президиума генсовета руководит деятельностью президиума и уполномочен делать политические заявления от имени партии, ставить первую подпись на финансовых документах партии, подписывать документы, относящиеся к компетенции президиума генсовета и генсовета.
Приняв в состав своей фракции большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и перешедших из других партий, «Единая Россия» получила абсолютное большинство, что позволило ей проводить в Думе свою собственную линию, не принимая во внимание мнения и возражения оппозиции (КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР), хотя для реализации конституционных решений квалифицированным большинством ей потребовалась бы некоторая поддержка иных партий.
После думских выборов 2007 года «Единая Россия» располагает конституционным большинством. Численность депутатов во фракции «Единой России» составила 315 человек. В связи с многочисленностью фракции и для повышения эффективности управления ею, в составе фракции были созданы четыре группы, руководителями которых являются Олег Морозов, Вячеслав Володин, Владимир Пехтин, Владимир Катренко. Руководителем фракции является Борис Грызлов.
Символом партии «Единая Россия» является обращённый шествующий медведь. Съезд партии, прошедший 26 ноября 2005, принял решения по изменениям в символике партии: вместо медведя коричневого цвета символом партии стал медведь белого цвета, по контуру очерченный синим цветом. Над изображением медведя — развевающийся российский флаг, под изображением медведя — надпись «Единая Россия». Семантика медведя активно используется партией, в том числе путём различных аллюзий. Так один из разделов официального сайта партии называется «Берлога».
Политическая партия «Единая Россия» включает в себя ряд дискуссионных клубов: Клуб «4 ноября», Центр социально-консервативной политики, Государственно-патриотический клуб, Либеральный клуб.
В марте 2010 года «Единая Россия» запустила новый формат работы — Межрегиональные конференции, посвященные социально-экономическому развитию федеральных округов. Цель конференций — на основе предложений регионов определить приоритеты и разработать четкий и понятный план действий на 2010—2012 гг. Это предполагает отбор предельно конкретных предложений и проектов, которые могут быть реализованы и дадут результат уже завтра, а не только через 10 лет. На пленарных заседаниях конференции проекты представляются лидеру партии В. Путину.
Первая межрегиональная конференция проходила в Красноярске (29-30 марта 2010 года) и в Новосибирске (9 апреля 2010 года). Она называлась «Развитие Сибири 2010—2012». Второй стала конференция, прошедшая в Нальчике и Кисловодске с 5 по 6 июля 2010 года и носившая название «Развитие Северного Кавказа 2010—2012». Третья конференция «Развитие Приволжья 2010—2012» прошла в Ульяновске (9 сентября 2010 года) и в Нижнем Новгороде (14 сентября 2010 года).
Приоритеты партии, которая обладает столь серьезной поддержкой граждан, очевидны. Это создание условий для эффективного развития страны и безусловная реализация всех взятых на себя программных обязательств. Сегодня в числе приоритетов еще и участие в работе по защите российской экономики, интересов граждан от набирающего обороты мирового кризиса.
Выступая на XI съезде «Единой России», прошедшем в ноябре 2009 года, президент России Дмитрий Медведев ввёл в политическую повестку дня новую характеристику роли партии в политической системе — «правящая». Располагая 3/4 голосов в Государственной Думе и большинством депутатов в региональных законодательных собраниях, будучи поддержанной правящим тандемом президента и премьер-министра, партия «Единая Россия», безусловно, доминирует в политической системе.
Членами «Единой России» являются не только представители всех типов российских элит — политических, экономических, научных, культурных, но и большое количество граждан: служащих, рабочих, работников социальной сферы.
Ещё одним фактором доминирования «Единой России» является её универсальность. Партия не монолитна, внутри партии постоянно ведутся дискуссии между партийными клубами.
Агрегирование массы различных интересов в рамках одной политической структуры позволило «Единой России» за два электоральных цикла стать не просто крупным игроком в российской политике, но сначала партией большинства («путинское большинство» [4; с. 277]), а затем и влиятельнейшей силой. Немаловажную роль в становлении партии как правящей сыграла самоидентификация партии как «партии реальных дел». «Реальные дела» партии заключаются не только в принятии законопроектов, адресованных важнейшим группам населения, и построенных на них информационных кампаниях, но и в адресной работе с избирателями. Такая работа проводится с применением крупнейшей среди всех партий сети общественных приемных.
Партия всегда участвовала в формировании текущей повестки дня как один из ключевых акторов, обновляясь и меняясь в соответствии с вызовами политической системе. Среди последних важнейших изменений можно отметить введение института праймериз для всех без исключения кандидатов на выборах всех уровней, обязательное участие кандидатов в дебатах с представителями других партий, отказ от монопольного использования административного ресурса и переход к политическим методам борьбы с оппонентами.
Будучи центристской партией, «Единая Россия» посредством своих клубов-крыльев охватывает часть левого и часть правого политического спектра, существенно расширяя потенциальное влияние на избирателей.
Партия «Единая Россия» позиционируется в первую очередь как партия, которую выбирает президент. Немаловажное значение в имидже партии имеет тот факт, что члены «Единой России», возглавляющие её, занимая высокие государственные посты ведут активную деятельность и, естественно, используют это в создании своего имиджа. Это Борис Грызлов (глава МВД), Сергей Шойгу (глава МЧС), М. Шаймиев (президент республики Татарстан), к которым народ относится с симпатией [4; с. 284].
Послание партии универсально и обращено различным социальным группам. Так, предвыборная программа в региональных кампаниях марта 2010 года строилась на констатации роли партии в укреплении государства, единстве целей работы партии и лидеров государства, борьбе с отсталостью регионов, модернизации политической и экономической систем. Кроме того, внимание в заявлениях лидеров партии было уделено вечным ценностям — материнству, защите здоровья детей, развитию культуры. Это диверсифицированное послание оказалось адекватным ожиданиям избирателей и текущим вызовам системе, что привело к победе «Единой России» в большинстве кампаний. Поддержав программу модернизации, предложенную президентом, «Единая Россия» сделала весомую заявку на то, чтобы стать основой модернизаторской коалиции.
Самого высокого уровня рассматриваемая партия достигла в установлении информационного партнёрства, приоритетной поставки информации средствам массовой информации — цитируемость в прессе «Единой России» в положительных тонах превышает цитируемость других партий более, чем в два раза.
В данном аспекте следует отметить критику со стороны европейских специалистов. По их мнению, партия в политическом PR использовала служебное положение своих участников, они официально не являлись членами партии, но в глазах электората представляли её. Но, в любом случае, выхода за рамки закона и этики PR не было.
Таким образом, по отношению к современной партийной системе России партия «Единая Россия» выступает в качестве правящей, что обусловлено приоритетным большинством в органах власти, приверженностью руководителей государства и субъектов федерации интересам партии, наличием программы модернизации общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз / С. Блэк. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 . — 317 с.
2. Векслер, А. Власть и общество: от монолога к диалогу / А. Векслер // Советник. — 1999. — № 7. — С. 27—33.
3. Емтыль, З.Я. Некоторые проблемы развития связей с обществеенность в государственном управлении / З.Я. Емтыль // PR в России: образование, тенденции, международный опыт: тезисы докладов и выступлений II Всероссийской научно-практической конференции (4-8 октября). — Краснодар, 2005. — С. 67—72.
4. Зенков, М.Ю. Система связей с общественностью в государственных органах и органах местного самоуправления. создание общественных приемных и регламентация их деятельности / М.Ю. Зенков. — Новосибирск: САГС, 2006. — 367 с.
5. Лазутин, В.В. Роль PR в государственной системе / В.В. Лазутин. — М.: Смарт, 2005. — 325 с.
6. Лебедева, Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура / Т.Ю. Лебедева. — М.: Изд-во МГУ, 2006. — 350 с.
7. Моисеев, В.А. Паблик Рилейшнз. Теория и практика / В.А. Моисеев. — М.: Омега-Л, 2001. — 375 с.
8. Науменко, Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ / Т.В. Науменко. ― М.: Перспектива, 2003. ― 208 с.
9. Связи с общественностью в России. Законодательное регулирование, нормативные документы, практика / Под. ред. С.А. Болышева. — Екатеринбург: Урал, 2008. — 450 с.
10. Соловьева, Е. PR-поддержка и разработка PR-кампании в период проведения выборов / Е. Соловьева // ― Политические коммуникации. ― 2005. ― №2. ― С. 37―38.
|