СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Понятие и значение предпринимательства
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.
Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала[1].
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.
Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским.
Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом[2].
Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.
Предпринимателем или субъектом предпринимательства согласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности).
Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.
Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.
Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т. д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства[3].
2. Экономические цели предпринимательства
Результатом каждого типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве экономических целей предпринимательской деятельности могут выступать:
· получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;
· удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.
В процессе функционирования производства или посреднической деятельности экономические цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть[4]:
· накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
· улучшение социальных условий сотрудникам организации;
· оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;
· оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.
Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.
Экономические цели предпринимательской деятельности и их достижение, способствующие выполнению задач, можно разделить на два направления. Первое направление - это цели, достижение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление - это цели, достижение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.
Достижение роста прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; снижение численности работников; разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидности организации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.
Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.
Следует отметить, что предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
2. Социальные цели предпринимательства
Центральная фигура нынешней экономической реформы - предприниматель. Более того, именно он, организуя всевозможные союзы, лиги, ассоциации, а в последнее время и политические объединения, становится пионером формирования гражданского общества, важным фактором социального прогресса.
Социальные цели предпринимательства - те, которые прямо или косвенно решают вопросы, связанные с проблемой воспроизводства человека, материальных и духовных условий его существования, а также системы общественных отношений - социальных условий его жизнедеятельности. Социальная цель предпринимательства заключается в неразрывной связи с жизнедеятельностью людей. Все, что производит предприниматель (товары и услуги), предназначено для потребления обществом. Безусловно, можно возразить, что предприниматель прежде всего думает о своей прибыли, то есть, якобы, решает чисто меркантильные задачи. Однако еще Адам Смит указывал, что предприниматель, преследуя свор узкокорыстные интересы, «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения»[5].
Учитывая, что предпринимательству приходится действовать в условиях сложного социального окружения, которое может оказывать на него значительное воздействие, необходимо уравновешивать чисто экономические цели бизнеса с экономическими и социальными целями этого окружения.
Таким образом, следует особо подчеркнуть, что экономическое и социальное в предпринимательстве тесно взаимосвязаны. Предприниматель, движимый стремлением получить прибыль, находит новые комбинации соединения факторов производства, производит продукцию (экономическое), а в процессе трудовой деятельности воспроизводятся условия жизнедеятельности людей, сами люди и общественные отношения (социальное). При этом следует учитывать, что для решения социальных вопросов необходимы ресурсы, которые могут быть получены только на основе «экономического». Зачастую отсталость социального не позволяет увеличивать экономические результаты. Таким образом, диалектика заключается в следующем: достижение социальных целей основывается на экономическом росте, а он в свою очередь зависит от эффективного использования социальных факторов.
Необходимо не просто сочетать затраты на расширение предпринимательской деятельности с затратами на «человеческий капитал», а обеспечить тесное взаимодействие факторов экономической и социальной эффективности, направленной на их взаимоусиление. Осознание взаимосвязи экономического и социального в предпринимательской деятельности, сущности социальных функций предпринимательства большинством деловых людей, а главное - реального действия с позиций социальной ответственности поможет быстрее преодолеть негативный образ предпринимателя, сложившийся у населения, создаст более благоприятные условия для развития рыночных отношений в нашей стране[6].
Заключение
Предпринимательство заключает в себе два типа целей - экономические и социальные. Деление целей на социальные и экономические весьма условно, поскольку, с одной стороны, каждая экономическая цель поддерживается обществом только тогда, когда она работает на общественную пользу, и в этом смысле эта цель - социальна. С другой стороны, реализация бизнесом чисто социальных целей, например, поддержка культуры и образования, имеет для предпринимателей вполне конкретную экономическую цель - повышение прибыльности дела.
Экономические цели: организационно-управленческие, т.е. создание, поддержание и развитие организационно-хозяйственной единицы (фирмы); обеспечение общества товарами и услугами, удовлетворение имеющегося спроса и создание нового. Как специальная цель, задача обеспечения общества товарами и услугами предпринимателями не ставится. Предприниматели заинтересованы более всего в получении прибыли.
Социальные цели: создание рабочих мест, обеспечение занятости населения. Особо отмечается деятельность малого бизнеса по вовлечению в процесс производства тех слоев населения, которым трудно найти себе работу на крупных предприятиях - пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей, несовершеннолетних; оказание помощи и поддержки различным социальным слоям населения, общественной культуре, науке, образованию, спорту. Очевидно, что далеко не все предпринимательские структуры предусматривают эту цель, но в целом предприниматели заинтересованы в стабильности общества как гарантии стабильности их деятельности, и это заставляет социальную группу предпринимателей оказывать обществу экономическую поддержку; развитие и упрочение среднего класса, ядром которого и является социальная группа предпринимателей. Развитие среднего класса является важным фактором политической стабильности и демократизации общественной жизни, следовательно, роль предпринимательства в становлении гражданского общества как социального института трудно переоценить; формирование в обществе идеологии и культуры предпринимательства, без чего развитие нормальных рыночных отношений невозможно.
Список использованной литературы
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М.: Дело, 2009. - 639 с.
- Предпринимательство / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В. А. Швандера. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 735 с.
- Сложные вопросы предпринимательства / Под общ. ред. М.В. Рябининой. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 240 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1996. – 500 с.
- Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. - М.: Наука, 2008. - 474 с.
[1] Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М.: Дело, 2009. – С. 34.
[2] Сложные вопросы предпринимательства / Под общ. ред. М.В. Рябининой. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 12.
[3] Предпринимательство / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В. А. Швандера. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. – С. 55.
[4] Сложные вопросы предпринимательства / Под общ. ред. М.В. Рябининой. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 34.
[5]Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1996. - С 331-332.
[6] Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. - М.: Наука, 2008. – С. 77.
|