Содержание: Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального обслуживания в туризме 5 1.1. История развития VIP – обслуживания 5 1.2. Особенности организации VIP – туров 10 1.3. Сравнительные характеристики обслуживания VIP-групп и индивидуалов 19 Глава 2. Состояние индивидуального VIP-туризма на современном этапе 23 2.1. Анализ состояния современного туристского рынка в РФ. 23 2.2. Влияние VIP - туров на развитие туризма в РФ 34 Глава 3. Анализ технологии организации индивидуальных VIP-туров на примере компании "Содис" 41 3.1. Характеристика деятельности компании "Содис" 41 3.2. Технология организации VIP-туров в компании "Содис" 47 3.3. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности компании "Содис" с учетом перспектив развития индивидуального VIP-туризма в России 58 Заключение 76 Список литературы 81 Приложение
В античные времена основными мотивами путешествий были торговля,
образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные
поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству
дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не
отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в
рекреационных путешествиях — на свои виллы, к морю, в горы[1].
В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор — огромные
массы людей устремлялись к христианским и мусульманским святыням. И только
эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер
и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в
тур по Европе прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на
курортах Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии.
Этап массового туризма. Этот этап характеризуют: зарождение
специализированных предприятий производству туристских услуг (XIX век), а также
становление массового и социального туризма (до Второй мировой войны) и быстрое
развитие индустрии туризма и массового конвейерного туризма (до 80-х годов XX
века).
Зарождению массового туризма способствовало развитие промышленности, а
как следствие — разграничение свободного времени, появление оплачиваемых
отпусков. Кроме того, революционное развитие транспорта — появление парохода,
паровоза, расширение сети дорог также сыграло важную роль.
Первые высококлассные гостиницы появились в Германии и Швейцарии в начале
XIX века, во второй половине века — создаются бюро путешествий, которые
организовывали туристские поездки и реализовывали их потребителю[2].
В первой половине XX века в Германии и СССР стимулировался массовый
отдых, спортивный туризм и военно-прикладные виды спорта.
После экономического спада, связанного со Второй мировой войной, начался
новый этап. С 50—60-х годов XX века началось активное развитие туристских фирм,
массового строительства гостиниц и разного рода увеселительных заведений.
Европейский туризм был ориентирован на прием американских туристов, а с 1970-х
годов, наметился рост и выездного туризма. В СССР развивалась сеть профсоюзных
лечебно-профилактических и курортных учреждений, детский сезонный и спортивный
туризм.
С 1980-х годов темпы роста туризма замедлились, а массовый туризм
трансформировался в дифференцированный. Туризм становится стилем жизни,
усиливается тенденция к расширению ассортимента услуг, появлению новых объектов
рекреации. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и
спортивный туризм.
VIP-туризм в
России становится популярным и востребованным явлением.В настоящее время он приобрел черты,
определенные законами цивилизованного бизнеса. И клиентов, желающих отдохнуть
по разряду VIP, и
возможностей у туристских компаний стало гораздо больше. Как известно, спрос
рождает предложение. И сегодня на рынке туруслуг того и другого достаточно. В
крупных турфирмах появились даже специальные отделы и подразделения,
посвященные VIP-отдыху. Но
для того, чтобы дать полную и исчерпывающую характеристику этого вида туризма,
необходимо определиться
с терминологией.
При изучении рынка VIP-туризма возникают определенные трудности с
понятийной характеристикой данного сегмента рынка. Оказалось, что каждый из 605
менеджеров московских турфирм, участвовавших в опросе, изначально подразумевал под буквами VIPнечто свое. В настоящее время VIP-туризм является востребованным видом отдыха, но в
специализированной справочной литературе данный термин отсутствует. Часто
многие теоретики туризма отождествляют VIP-туризм с индивидуальным туризмом, но
это не имеет под собой основания.
Индивидуальное путешествие – независимое путешествие одного или
нескольких лиц, связанное с обслуживанием персонального характера и, как
правило, с более высокими ценами. В международной практике индивидуальными
путешествиями считаются поездки с численностью в группе менее 15 человек[3].
Индивидуальный тур – туристская поездка, созданная по заказу клиента или
группы клиентов. Индивидуальный тур всегда
дороже группового тура, так как состав пакета услуг формируется непосредственно
во время продажи по выбору и желанию клиента.
Индивидуальный турист – турист, совершающий туристскую поездку один. Индивидуальные туристы могут воспользоваться
услугами турфирмы, а также услугамигидов-переводчиков, экскурсоводов и др. организаторов путешествий,
арендовать легковой автотранспорт, а также использовать другие формы
туристского сервиса.
Специалистами информационной службы «БАНКО» удалось прийти к общему
знаменателю и вывести определение турпродукта данного вида. Звучит оно так.
VIP-туризм (Very Important Person) – вид отдыха, который включает в
себядорогой тур, сформированный в
соответствии с индивидуальными
[1]Карпова, Г.А. Экономика современного туризма/ Г.А.
Карповой. - М. - СПб.: Герда, 2006 – 412с.
[2]Менеджмент туризма. Туризм как объект управления :
Учебник/ В.А. Квартальнов, И.В. Зорин [и др.]. - М.: Финансы и статистика,
2006- 302 с.
[3]Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в
социально-культурном сервисе и туризме: Учебник/ М.А.Морозов. - М.: Академия,
2006 – 288 с.