По данным социологических опросов, к 2001 году более 68 процентов россиян считало необходимым реформирование пенсионной системы. Главные причины недовольства ею - низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию. Ну, и еще обычные претензии к работе низовых органов пенсионного обеспечения.
Граждане хотели, чтобы в стране появилась новая пенсионная система без этих недостатков. Однако для того, чтобы такая система появилась и обеспечивала бы рост пенсий, она должна позволить разрешить несколько задач.
Первая из них - задача повышения доходов Пенсионного фонда, из которого производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. В первые годы реформы, как и до нее, источником этих доходов являлись сборы с фондов оплаты труда (их платят пока еще только работодатели) в размере 28 проц. от этих фондов. Но поскольку легальная часть доходов населения составляет пока только 35,8 проц. от общей их величины, это означает, что в доходы пенсионной системы поступает не 28, а чуть больше 11 проц. от общих доходов населения. Из этих средств и платятся пенсии тем, кто после достижения установленного законам возраста уже перестал работать. И после этого удивляются, что пенсии такие маленькие.
Поэтому первая задача пенсионной реформы - вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказываемого получения доходов.
Конечно же, понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из тени - из конвертов, страховых схем и т.п. Поэтому вторая задача пенсионной реформы - создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого нужно отказаться от нынешней системы учета пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.
При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережение их в банке или страховой компании. Сегодня условия для этого создаются тем, что рост заработной платы опережает по темпам рост любого другого источника доходов. А значит и регулярная индексация пенсий в связи с повышением средней заработной платы в стране с темпом 20-30 проц. в год позволит обеспечить рост пенсионных прав гражданина больше, чем вклад в банке.
Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав - в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т.д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиваться их изменения.
Новая пенсионная модель так же, как и старая основана на принципе солидарности поколений. На счетах граждан накапливаются прежде всего не собственно средства (если бы накапливались средства, то это действительно приводило бы к сокращению ресурсов расходной части бюджета ПФР и сокращению пенсий), а пенсионные обязательства государства перед гражданами. Иными словами, платежи за работающих поступают в ПФР и фиксируются на их лицевых счетах. Но деньги, как и раньше, направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. А поскольку денег поступает больше, и размер выплат больше, чем был раньше.
Правда, началом пенсионной реформы, когда повышение пенсий стало плановым и регулярным, каждая индексация начала сопровождаться повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг, транспортных и энерготарифов, ростом цен на лекарства и продукты питания. И хотя подчас это недовольство обращается к органам пенсионного обеспечения, проблема эта - не в компетенции пенсионной системы. Разрешить ее можно, лишь координировав социальную и экономическую политику государства. Только при этом условии политика увеличения доходов пенсионеров будет приводить к реальному росту уровня их жизни.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2008. – 48 с.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС.- 2007 – 128 с.
3. Федеральный закон от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».//Собрание законодательства РФ.- 2001- № 52.-Ст.4920.
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».//Собрание законодательства РФ.-2001.- № 51 – Ст. 4831.
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».//Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 51.- Ст.4832.
6. Батанов Г.Е. 15 лет работы, 15 лет свершений.// Пенсия.-2005.-№12.
7. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости пенсионного фонда России // Вопросы экономики. - 2007. - N 7. - С. 106-122
8. Вигман С. Финансы, деньги, кредит в вопросах и ответах. М.:ТК Велби 2006. - 256с.
9. Вьюницкий В. И. Пенсионная реформа: взгляд сверху (Кадровое дело, № 4, 2004) – С.27.
10. Вьюницкий В.И. Что ждет пенсионную систему?// Пенсия.-2006.-№4.
11. Вьюницкий В.И.. Что даст реформа нынешним пенсионерам? (Беседа седьмая) "Пенсия", 2004. №5. –с.31.
12. Действующее законодательство по вопросам деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Справочное издание. – М.: ФИД «Деловой экспресс», 2007. – 480 с.
13. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 2007. – 479 с.
14. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика – 2006. – 336 с.
15. Косырев Б.Новая пенсионная реформа в России Газета "Культура" №12 2003г. С. 3.
16. Михайлов А., Мудраков В. Всё, что Вы хотите знать о негосударственных пенсионных фондах. М.: Издательство «Гралия», 2008. — 132с.
17. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты.// Гражданин и право.- 2007.- № 10.
18. Романовский М.В.и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Юрайт. 2008. – 621 с.
19. Сборник нормативных правовых актов по пенсионной реформе. Часть II., -М.: Издательство «Центр Перспективных Программ XXI век», 2007.-252 с.
20. Соловьев К. Актуарное обоснование вариантов развития пенсионной системы.// Пенсия.-2005.-№11.
21. Хмыз О. Проблемы негосударственных пенсионных фондов // Вопросы экономики. - 2006. - N 7. - С. 123-131
22. Шафигуллин А.Р., Груничев А.С., Мишина Л.Н. и другие. Организационно-экономические основы пенсионной системы Российской Федерации. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007. – 620 с.
|