Доходная часть государственного бюджета формируется из:
- трансфертов, то есть односторонних не подлежащие возмещению, необязательных поступлений,
- неналоговых поступлений, то есть доходов от собственности (капитальные доходы от продаж активов, стратегических запасов и земли), операционной прибыли ведомственных предприятий (включая прибыль Центрального банка) и односторонних поступлений (штрафы),
- налоговых поступлений, которые оказывают наибольшее воздействие на доходную часть бюджета первые.
Роль государственного бюджета прежде всего состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:
- государственное и муниципальное управление;
- международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- функционирование федеральной судебной власти;
- проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
- развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение обороноспособности страны;
- развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
- осуществление социальной политики.
Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.
Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля.
Участниками бюджетного процесса являются: президент Российской Федерации, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, органы денежно-кредитного регулирования, органы финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, Получателями- бюджетных средств являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие организации, а также кредитные организации, выполняющие отдельные операции с бюджетными средствами.
Первым этапом формирования федерального бюджета является разработка исполнительными органами власти и выбор правительством плана прогноза функционирования экономики на очередной год. На основе выбранного правительством варианта прогноза Министерство финансов разрабатывает основные характеристики федерального бюджета и распределение расходов бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов на предстоящий год, а также проектировку основных доходов и расходов бюджета на среднесрочную перспективу.
На втором этапе формирования проекта федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти осуществляется распределение предельных объемов бюджетного финансирования в со- ответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств. Одновременно органы исполнительной власти формируют перечень федеральных целевых программ и согласовывают эти программы и объемы их финансирования на предстоящий год и среднесрочную перспективу.
По предварительным данным, в январе-феврале 2007 года доходы федерального бюджета составили всего 21,2% ВВП, что меньше прошлогоднего уровня на 3,1 п.п. ВВП. Основной удар пришелся на налоговые поступления, объем которых снизился на 2,6 п.п. ВВП. Неналоговые доходы также снизились, но их падение было менее существенным - только 0,5 п.п. ВВП. Основными причинами такой ситуации являются падение цены на нефть и снижение курса доллара, которые привели к уменьшению поступлений в федеральный бюджет экспортных пошлин и НДПИ. Кроме того, остается напряженной ситуация с НДС, поступления по которому сильно отстают от бюджетных проектировок.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);
2. Налоговый Кодекс РФ. части 1 и 2. Финансы.- М., 2005г.
3. Парыгина В.А. Комментарий к Бюджетному Кодексу РФ (постатейный) Издательство: "Эксмо"2007 г. – 560с
4. Поляк Г.Б., Никитин А.М.Бюджетное право: Учеб. Пос. Издательство: "Юнити". 2006г. – 224 с.
5. Нешитой А.С.Бюджетная система РФ: Учебник. 5-е изд., испр. и доп. Издательство: "Дашков и К". 2006г. – 308с.
6. Зайнуллина Т.Г Бюджетная система РФ: 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. Издательство: "МарТ". 2006г. -176с.
7. Ковалева Т.М.,Барулин С.В.Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие.2-е изд. Издательство: "КНОРУС". 2007г. – 208 с.
8. Парыгина В.А., Тедеев А.А.Бюджетная система России: Учебник. Издательство: "Эксмо". 2006г. – 752с.
9. Романовский М.В Финансы: Учебник Издательство: "Юрайт-Издат". 2006г. – 464с.
10. Ковалев Т.М Финансы и кредит: Учебник. Издательство: "КНОРУС". 2007г. – 376с.
11. Лушина С.И., Слепова В.А.Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Издательство: "Экономистъ". 2006 г. – 763 с. Сенчагов В Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.-2-е изд. Издательство: "ТК Велби". 2005г. -720с
Предварительная информация за февраль не содержит детализации по налогам, и, таким образом, невозможно определить, за счет каких именно поступлений изменилась структура налоговых доходов.
|