Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Во-первых, под внешней торговлей информацией понимается внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров. Вполне очевидно, что информация не может быть составной частью товара. Здесь налицо отождествление предметов вещного права (товаров) с нематериальными объектами (информацией), что недопустимо. Информация как самостоятельный объект гражданских прав может передаваться одновременно с товаром, например, в рамках смешанного договора в качестве технической документации, необходимой для изготовления товара.
Во-вторых, внешней торговлей информацией считается внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности. Известно, что все можно свети к информационным ресурсам. В этом плане не являются исключением объекты интеллектуальной собственности, в первую очередь изобретения, полезные модели, промышленные образцы (например, описание к патенту на изобретение). Однако нельзя забывать о различиях информации и интеллектуальной собственности как самостоятельных объектов гражданских прав и гражданского оборота. Кроме того, информация, в большинстве случаев ноу-хау, может передаваться одновременно в рамках смешенного договора с передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на их использование. Поэтому нет никакой необходимости отождествлять внешнюю торговлю информацией с внешней торговлей интеллектуальной собственностью.
В-третьих, внешняя торговля информацией может выступать как внешняя торговля услугами в других случаях, т.е. кроме тех, которые указаны. Внешнеторговые сделки по оказанию услуг (выполнению работ) также могут сопровождаться различными информационными ресурсами, например, передачей технической документации, ноу-хау в рамках договоров по оказанию технического содействия и строительству предприятий и договоров в области научно-технического сотрудничества.
К сожалению, в определении внешней торговли информацией не указан самый распространенный вид внешнеторговых сделок в этой сфере - передача права на ноу-хау. Как правило, такие сделки во внешнеторговом обороте осуществляются в рамках смешанных договоров, например, совместно с передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. По сути дела, в Законе упущена основная форма внешней торговли информацией (передача права на ноу-хау), широко распространенная во внешнеторговой деятельности большинства стран мира.
В главе 7 предусмотрено государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью.
Эта глава состоит из единственной ст. 36 ("Внешняя торговля интеллектуальной собственностью"). В п. 2 статьи декларируется, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в других предусмотренных настоящим Законом случаях. Одна из таких мер предусмотрена п. 4 ст. 13 Патентного закона, согласно которому в интересах национальной безопасности Правительство РФ имеет право разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с его уведомлением об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть первая) (в ред. Федерального закона от 24.07.2008 №161-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2008 №104-ФЗ) // Парламентская газета, №214 – 215, 21.12.2006.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.20036 №61-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2008 №103-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, №22, ст. 2066.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.07.1999, №30, ст. 3774.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 №19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, №50, ст. 4850.
6. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
7. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 343 с.
8. Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». М.: Юстицинформ, 2005.
9. Менеджмент технологических инноваций / Под ред. С.В.Валдайцева и Н.Н.Молчанова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001.
10. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / Под ред. А.Н.Козырина. М., 2005.
|