Заключение
Существующий порядок формирования основной части доходов государственных внебюджетных фондов приводит к дефициту и угрозе дестабилизации системы пенсионного страхования вследствие следующих факторов:
· определение ставки единого социального налога без должного актуарного обоснования, когда в расчет не принимаются вопросы собственно социального страхования – уровни страхового замещения заработной платы, покупательной способности пенсий и пособий;
· регрессивная шкала ставок единого социального налога;
· развитие специальных налоговых режимов, налоговые базы которых не корреспондируют с базой для исчисления основных видов страхового возмещения по обязательному социальному страхованию, а налоговые ставки также не имеют актуарного обоснования.
Действие этих факторов привело к формированию скрытого дефицита Пенсионного фонда России, который выражался в низком уровне пенсий. Дестабилизация пенсионного страхования в среднесрочной перспективе будет действовать в сторону увеличения дефицита. Однако, он может быть сокращен при увеличении налоговой базы, то есть за счет роста заработной платы.
Ресурсы, в рамках действующей системы регулирования социально-экономических отношений, представляются крайне ограниченными, в силу сведения к минимуму функций государства по регулированию заработной платы, давления иностранной рабочей силы на рынок труда, состояния основных фондов и других факторов, не позволяющих обеспечить быстрый рост производительности труда.
Состояние бюджета Пенсионного фонда зависит от многих условий: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства. Вместе с тем наибольшее влияние на его финансовое положение оказывают следующие факторы:
· снижение численности занятых в экономике и увеличение демографической нагрузки;
· существенный рост прямого перераспределения поступающих страховых взносов на финансирование выплат стимулирующего и компенсационного характера;
· невыполнение утверждаемых законами о федеральном бюджете показателей по перечислению средств, плановое недофинансирование выплат, подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета;
· неадекватность доходов и обязательств ПФР в отношении индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой, нотариусов, адвокатов, фермеров.
Пенсионные накопления – важнейшая проблема российской пенсионной системы. В современных условиях доходность по ним является низкой: за 2007 г. – 5,98%. Направление пенсионных накоплений на фондовый рынок является чрезвычайно рискованным мероприятием, так как свыше 80% всех сделок приходится на ценные бумаги компаний топливно-энергетического комплекса. Их капитализация целиком зависит от нефтяной конъюнктуры. Сегодня не существует гарантий, что через несколько лет пенсионные накопления, инвестированные в акции компаний сырьевого сектора, не окажутся обесцененными.
В связи с существованием значительного временного лага между выплатой взносов и получением пенсии, система управления рисками должна стать инструментом стратегического управления и оптимизации пенсионной системы, позволяющим определять пути и возможности обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы для защиты интересов последующих поколений.
Основополагающим принципом, положенным в основу управления рисками при инвестировании пенсионных накоплений, является нахождение оптимального сочетания дохода и величины риска.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 №332-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №334-ФЗ) // Российская газета, №90, 13.05.1998.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 №19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст. 3028.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2007 №182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №151-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, №30, ст. 3796.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №156-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, №51, ст. 4831.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 №117-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, №51, ст. 4832.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №156-ФЗ) // Российская газета, №247, 20.12.2001.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 19.07.2007 №140-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, №14, ст. 1401.
10. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 №287-ФЗ) // Российская газета, №6, 12.01.1993.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 №63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2008 №270) // Собрание законодательства РФ, 05.02.2007, №6, ст. 769.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.01.2206 №38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы)» // Собрание законодательства РФ, 30.01.2006, №5, ст. 589.
13. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2008.
14. Дураченко И.А. О проблеме дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2007, №6.
15. Пастухов Б.И. Долгосрочное страхование жизни в системе пенсионной реформы // Финансы, 2007, №9.
16. Плыкина О. Государственное пенсионное обеспечение // Юридический мир, 2005, №11.
17. Росстрахнадзор сократит рынок за счет перестрахования // Коммерсант, 08.02.2007.
18. Самойленко В.В. Социальная функция современного российского государства / Автореф. дисс. … канд. юр. наук. Владимир, 2006.
19. Связанные одной цепью // D журнал. 05.02.2007.
20. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335 с.
|