1.2. Экономическая сущность задачи
Описание экономической сущности задачи автоматизированной реализации выбранной функции или комплекса функций управления сводится к описанию перечня результатных экономических показателей, рассчитываемых на базе использования совокупности исходных показателей в процессе выполнения этих функций.
Отел маркетинга, в частности, занимается определением цен на товары и услуги.
Товарно-рыночная организация. Может быть применена при широком ассортименте товаров, предназначенных для разнообразных рынков. В отделе маркетинга имеются специалисты по товарам и специалисты по работе с рынками. Практика зарубежных фирм показывает, что во многих случаях эта форма организации приводит к значительным затратам и большим трудностям в обеспечении координации действий специалистов. Однако этот недостаток может быть в значительной степени устранен, если специалисты по маркетингу, действующие на основе товарной организации труда, объединяются в подразделения по группам однородной продукции или по признаку общности рынков сбыта (или и то, и другое), но сохраняют товарную организацию работ, возможно, с некоторыми элементами функциональной организации. Обычно такую структуру относят к товарной организации работы отдела маркетинга.
5.2.1. Товарно-рыночная организация работ
Структура -товарно-рыночного отдела маркетинга строится исходя из принципа товарной организации работ. Отдел состоит из управляющих (специалистов по маркетингу), ответственных за маркетинг по отдельным това-
174
рам (типонаименованиям изделий). Управляющие по маркетингу в рамках структуры отдела маркетинга могут быть объединены в группы (сектора) по признаку наибольшего сходства товаров (группы однородной продукции) или общности рынков сбыта.
Начальник группы (сектора) маркетинга несет ответственность за все работы по товарам, а также по рынкам сбыта, закрепленным за группой.
В своей работе отдел маркетинга строго руководствуется целями предприятия в области маркетинга, его планами, программами управляющих по маркетингу.
Основными задачами отдела маркетинга в рамках общей системы качества являются поиск и изучение состояния рынков сбыта продукции, выявление потребностей потребителей, формирование рыночной политики предприятия; планирование, участие в выполнении и контроль реализации мероприятий, направленных на обеспечение эффективной деятелыюсти предприятия в условиях рынка; разработка необходимых управляющих воздействий.
Основными функциями отдела маркетинга являются:
— определение рыночной ситуации, установление рынков сбыта продукции;
— сегментирование рынков;
— оценка потребности в изделиях, аналогичных изделиям предприятия, и возможностей в удовлетворении этой потребности по сегментам рынка и по каждому виду изделий;
— определение рыночной доли по каждому виду продукции;
— прогнозирование и определение рыночного спроса на продукцию предприятия;
— изучение поведения покупателей, определение групп покупателей;
— прогнозирование и определение требований потребителей к изделиям предприятия и тенденций изменения этих требований;
— изучение существующих и, потенциальных конкурентов, их сильных и слабых сторон, технического уровня и качества выпускаемой ими продукции, применяемых технологий разработки и изготовления изделий в сравнении с возможностями предприятия;
—разработка предложений по повышению технического уровня и качества изделий предприятия, стабильности качества изготовления продукции, совершенствованию
176
технологии изготовлений, краткое описание требуемой продукции;
|