В условиях рыночной экономики затраты на производство и реализацию продукции, формирующие себестоимость продукции – это важнейший показатель коммерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество использования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона - бюджета. Формирование себестоимости продукции осуществляется в соответствии с гл. 25 Налогового Кодекса РФ, а также Положением по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации».
Управление затратами на производство и реализацию продукции – это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью организации, т.к. охватывает вес стороны происходящих производственных процессов. В отечественной практике под управлением издержками производства понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов и снижения.
В отечественной практике под управлением себестоимостью продукции подразумевается процесс формирования затрат на производства, выявление резервов уменьшения себестоимости и контроль за выполнением заданий по ее снижению. Основными стандартными системами управления затратами на предприятии являются калькуляция себестоимости – система учета затрат по местам их образования, и стандарт-костинг – система учета затрат по нормативным коэффициентам.
Анализ себестоимости продукции путем калькуляции себестоимости был проведен на базе данных ОАО “Стройкерамика”. Это организация промышленности строительных материалов мощностью 2 млн. тонн цемента в год. Для цементного производства характерны наличие специализированного высокопроизводительного оборудования, комплексная механизация производственного процесса, непрерывный процесс производства, короткая длительность технологического цикла. Все это позволяет обеспечить высокопроизводительную и ритмичную работу организации, эффективно использовать основные производственные фонды, материальные и трудовые ресурсы, что способствует достижению высокой производительности труда и низкой себестоимости продукции.
В отчетном году завод планировал произвести 1600000 тонн цемента, однако фактический выпуск составил 1500000 тонн. Снижение объема производства на 6% объясняется падением в последние годы спроса на цемент в виду резкого сокращения строительно-монтажных работ из-за ограниченного бюджетного финансирования, а также резким увеличением стоимости топливно-энергетических ресурсов.
Так как организация специализируется на выпуске одного вида продукции, следовательно себестоимость одной тонны цемента является показателем характеризующим уровень и динамику затрат на его производство и реализацию.
Анализ себестоимости цемента проводится с целью выявления возможностей более рациональным использованием производственных ресурсов, снижения затрат на производство, реализацию и обеспечение роста прибыли.
Проведенный постатейный анализ показал, что на анализируемом заводе фактические затраты по отдельным статьям себестоимости оказались выше плановых по независящим от организации причинам в связи с воздействием внешних факторов: рост цен и тарифов на материальные ресурсы, особенно на топливо, инфляция, снижение спроса на цемент. Но за счет внутренних факторов по всем статьям себестоимости достигнута экономия. Это положительно характеризует деятельность организации и свидетельствует о его способности эффективно функционировать в рыночных условиях хозяйствования. Однако следует усилить контроль за сохранностью материальных ценностей на складе, чтобы не допускать непроизводительных расходов. Результаты анализа показали, что основными резервами снижения себестоимости цемента является:
сокращение затрат на топливо, используемое непосредственно в технологическом процессе в связи с высоким удельным весом этих затрат (37,9%), что объясняется особенностями технологического процесса (процесс обжига клинкера происходит при высокой температуре (t 1200-1500С);
увеличение объема выпуска цемента за счет более полного использования производственной мощности организации.
В качестве топлива на технологические нужды на цементном заводе используется мазут. Однако применение природного газа в производстве цемента имеет большое преимущество, а именно улучшается качество цемента, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к снижению себестоимости на 18,1 руб.
В связи с планируемым ростом инвестиций в капитальное строительство спрос на цемент должен повыситься. Следовательно, завод сможет увеличить объем выпуска и довести его до максимально возможного – 2000000 тонн цемента в год. Экономия на условно-постоянных расходах в связи с ростом объема производства составит 17,6 руб.
Таким образом, при использовании указанных резервов, а также ликвидации допущенных непроизводительных затрат по общехозяйственным расходам себестоимость 1тонны цемента снизится на 35,71 руб. или на 10% и составит 316,19 руб. (351,90 – 35,71), что позволит повысить размер прибыли, уровень рентабельности и конкурентоспособности организации.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 01.01.2005 г. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2005.- 396 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 30.10.2004 г. Справочная система Гарант.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина России от 06.05.99г. №33н (с изменениями от 30.12.99г.).
4. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего анализа. - изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.- 200 с.
5. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-615с.
6. Классификация затрат на производство по элементам//Консультант - 2005-№ 24. с. 12.
7. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2003. – 462 с.
9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности организации. – М.: 2003. – 424 с.
10. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. - М.: Финансы и статистика, 2004 - 288 с.
11. Ладутько Е.Н. Цели, объекты, организации учета и анализа затрат // Консультант 2005 - № 24. с.16.
12. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности организации:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 471 с.
13. Новиченко Н.Н. Калькулирование себестоимости продукции в важнейших отраслях промышленности М.: Экономика, 2004. - 412 с.
14. Палий В.Ф. Управленческий учет- новое прочтение внутрихозяйственного расчета // Бухгалтерский учет.- 2006.- №1.- С. 26- 32.
15. Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Состав и учет затрат в современных условиях. Москва – Санкт-Петербург. Издательский Торговый Дом «Герда» 2005.- 210 с.
16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 459 с.
17. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования - Минск: Высшая школа, 2006. -309 с.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 687с.
19. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 479 с.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации. 2-е издание, перераб. и доп. - Минск: ИП Экоперспектива, 2002.- 498 с.
21. Тупицын А.Л. Управление финансовой устойчивостью организации // Новосибирск, 2004. – 100с.
22. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 408 с.
23. Чернов В.А. Финансовая политика организации. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 247с.
24. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.
25. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.:ИНФРА-М, 2003.-176с.
26. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 320 с.
|