1233. Система автоматизированного управления шлюзами.
Диплом |
12.12.2009, 15:08
Введение 2 I. Аналитическая часть 2 1.1. Общая характеристика шлюзов. 2 1.2. Концептуальная модель прохождения шлюзов кораблями 2 1.3. Требования к проекту 2 Выводы по аналитической части. 2 II. Теоретическая часть 2 1. Концептуальная модель управления шлюзами 2 2. Математическая модель управления шлюзами 2 3. Техническое задание 2 3.1. Организационно-экономическая сущность задачи 2 3.2 Информационное обеспечение задачи 2 3.3. Состав и содержание работ по созданию системы 2 Выводы по теоретической части 2 III. Проектная часть 2 3.1. Технический проект 2 3.1.1. Объектная модель 2 3.1.2. Динамическая модель 2 3.1.3. Функциональная модель 2 3.2. Рабочий проект 2 3.2.1. Структурная схема программного комплекса. 2 3.2.2. Алгоритмы основных модулей и их описание. 2 3.2.3. Конфигурация технических средств 2 Выводы по проектной части 2 Экономическая эффективность проекта 2 Выводы по экономической эффективности проекта 2 Заключение 2 Приложения 2
Концептуальная модель прохождения шлюзов
Процесс прохождения шлюзов - шлюзование (некоторые называют его
шлюзовка) не сложен. Рассмотрим процесс шлюзования, закрепленный в «ПРАВИЛАХ
пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской
Федерации»
В настоящих Правилах
используются следующие термины и определения:
4.1. Шлюзованный участок реки - участок реки с
системой гидроузлов с судоходными шлюзами, расположенными таким образом, чтобы
подпор нижележащего гидроузла распространялся до вышележащего, обеспечивая в
нижнем бьефе последнего гарантированную глубину.
4.2. Судоходный канал - водный путь, соединяющий
два смежных бассейна и, как правило, состоящий из системы гидроузлов с
судоходными шлюзами, искусственных участков канала, естественных водотоков
(рек) и водохранилищ.
4.3. Диспетчер района гидросооружений и
судоходства (далее - РГСиС) - специалист, осуществляющий руководство пропуском
флота в границах шлюзованного участка реки (канала), которому оперативно
подчинены диспетчеры (начальники вахт) шлюзов.
4.4. Двухниточный (многониточный) шлюз - шлюз с
двумя (несколькими) камерами, расположенными параллельно друг другу.
4.5. Многоступенчатый шлюз - шлюз с
последовательным расположением камер на различном уровне и общими
промежуточными головами.
4.6. Границы отдельного шлюза - створы дальних
светофоров в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающие участок водного пути,
включающий в себя шлюз с причальными стенками. При отсутствии причальных стенок
и дальних светофоров границы отдельного шлюза определяются обозначенными на
навигационных картах и на местности стоповыми знаками в нижнем и верхнем
бьефах. Со стороны коротких межшлюзовых бьефов (длиной до 1 км) граница
проходит в середине бьефа.
4.7. Внешняя граница головного шлюза шлюзованного
участка реки (канала) - то же, что и граница отдельного шлюза, проходящая с
внешней стороны по отношению к шлюзованному участку реки (каналу).
4.8.
Подходные каналы к шлюзам - судоходные каналы, предназначенные для подхода
судов и составов к границам шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов. Границы
подходных каналов указываются на навигационных картах.
4.9. Дальний светофор - светофор, регулирующий
подход судов к причальной стенке шлюза, а при отсутствии последней - к шлюзу.
При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее дальнем от
шлюза конце; при отсутствии причальной стенки - на берегу подходного канала.
4.10. Промежуточный светофор - светофор, при
двустороннем шлюзовании обозначающий ближнюю к шлюзу границу места стоянки
ожидающих шлюзования судов и регулирующий совместно с входным светофором вход
судов в камеру шлюза, а при одностороннем шлюзовании разрешающий или
запрещающий прохождение судов до створа стопового знака на причальной стенке.
4.11. Входной и выходной светофоры - светофоры,
регулирующие соответственно вход в камеру и выход из камеры шлюза.
4.12. Стоповый знак -
электрический сигнал красного цвета и (или) изображение на щите полосы красного
цвета для обозначения границ полезной длины камеры шлюза и границ зоны
швартовки судов у причальной стенки или их стоянки в подходном канале.
4.13. Полезная длина камеры шлюза - часть длины
камеры, ограниченная стоповыми знаками, в пределах которой могут стоять суда и
составы при шлюзовании.
4.14. Шлюзование - комплекс технологических
операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень
другого бьефа, связанных с работой механизмов шлюза (маневрированием воротами и
затворами) и с наполнением или опорожнением камеры. В многоступенчатых шлюзах в
процесс шлюзования дополнительно входят операции по переходу судов из камеры в
камеру.
4.15. Судопропуск - комплекс всех организационно-технологических
операций по проходу судов через шлюз, включающий движение судов при входе в
камеру и выходе из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть
сразу же начат следующий судопропуск в том же (односторонний судопропуск) или
во встречном (двусторонний судопропуск) направлении.
4.16 Односторонний судопропуск - судопропуск в
ряду последовательных судопропусков, осуществляемых в одном направлении.
4.17. Двусторонний судопропуск - судопропуск в
ряду последовательных судопропусков, осуществляемых поочередно во встречных
направлениях.
4.18. Встречное шлюзование - одновременное
двустороннее шлюзование судов в многоступенчатых шлюзах со встречным их
переходом из камеры в камеру через промежуточные головы.
4.19. Диспетчер (начальник вахты) шлюза -
специалист, осуществляющий руководство пропуском судов в границах шлюза и
управляющий работой механизмов шлюза, которому оперативно подчинен весь
вахтенный персонал шлюза.
4.20. Вахтенный начальник судна (вахтенный
помощник капитана) - должностное лицо, управляющее судном, которому оперативно
подчинен весь личный состав, находящийся на вахте.
4.21. Маломерное судно - судно, длина корпуса
которого менее 15 м.
4.22. Скоростное судно - любое судно, способное
развивать скорость 35 км/ч и более.
5. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов
должны обеспечивать запасы относительно глубины на порогах шлюзов и фактической
ширины их камер не менее указанных ниже.
По глубине на порогах - в соответствии с данными
таблицы.
Тип шлюза
Глубина на пороге, м
Запас под днищем судна, м
Деревянный
До 1,0
0,1
Свыше 1,0
0,15
Каменный и
железобетонный
До 2,5
0,25
Свыше 2,5
0,4
По ширине (суммарный запас): в шлюзах шириной до
10 м - 0,4 м, до 18 м - 0,8 м, свыше 18 м - 1,0 м.
Полезная длина камеры шлюзов может использоваться
судами полностью.
6. Запас воды под днищем на порогах шлюзов N 15 и
16 Городецкого гидроузла и шлюза Кочетовского гидроузла для пассажирских и
сухогрузных судов, а также нефтеналивных судов с двойными бортами и днищем при
перевозке нефтепродуктов с температурой вспышки паров + 60°С и выше допускается
не менее 0,25 м.
7. Суммарный запас по ширине камеры на шлюзах
Северо-Двинской шлюзованной системы и Кочетовском шлюзе разрешается не менее
0,3 м.
8. При наличии наледей на стенах камеры в шлюзах
любой ширины шлюзование судов допускается при суммарном запасе по ширине не менее
0,4 м от краев наледи.
9. Суда, направляющиеся на шлюзование, должны
иметь технически исправное рулевое управление, дистанционное автоматическое
управление, необходимое давление воздуха в пусковых баллонах главных
двигателей, а также втянутые в клюзы и надежно закрепленные якоря.
Суда, направляющиеся на шлюзование, не должны
иметь:
а) утечки нефтепродуктов;
б) посторонних предметов (тросы, проволока и др.)
на якорях, волочащихся цепей и тросов;
в) выступающих за габаритную ширину поврежденных
элементов корпуса или надстройки, частей груза или других предметов.
Организация пропуска судов и составов
через шлюзы и шлюзованные участки рек (каналы)