Заключение
Денежно-кредитная политика характеризуется как важнейшее направление экономической политики государства, представляющее собой совокупность мероприятий, реализуемых через воздействие монетарных инструментов и методов на экономическую конъюнктуру с целью создания условий для экономического роста. Данное определение, по мнению автора, наиболее полно отражает суть денежно-кредитной политики с точки зрения стратегической направленности этих мероприятий, целей и объектов их воздействия на экономику.
Основным проводником государственной денежно-кредитной политики любого развитого государства является Центральный банк. В работе подчеркивается, что ключевым элементом эффективности денежно-кредитной политики в системе государственного регулирования экономики является наличие у Центрального банка дискреционных полномочий и возможности использования различных методов и инструментов монетарного регулирования. Это свидетельствует о праве выбора Центральным банком стратегии и тактики денежно-кредитной политики для своевременного и гибкого реагирования на изменения в денежно-кредитной сфере.
Большое значение в успешной реализации денежно-кредитной политики в системе государственного макроэкономического регулирования отводится механизму передачи монетарных импульсов в экономику, генерируемых Центральным банком. Особенности развития трансформационной экономики обусловили недостаточное внимание в России к данному вопросу. Постоянное изменение условий влияет на функционирование трансмиссионных каналов и возможности достижения желаемого результата. Вместе с тем, качество трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики является отражением взаимосвязи финансового и реального секторов экономики. Практика показала, что в Российской Федерации в связи со слабым развитием финансового рынка вся нагрузка осуществления трансмиссии импульсов денежно-кредитного регулирования в экономику ложится на банковский сектор.
Одним из фундаментальных принципов построения национальных систем управления является выбор основной цели проведения денежно-кредитной политики. Поставленные цели определяют и регулируют действия, представляя собой некий алгоритм поведения управляющего воздействия на ход экономических процессов.
Высшая цель денежно-кредитной политики должна способствовать обеспечению стабильного экономического роста и соответствовать стратегической цели государства. Именно степенью продвижения к поставленным конечным целям следует измерять эффективность применяемых мер денежно-кредитной политики как инструмента государственного регулирования экономики.
В процессе формирования рыночной экономики постепенно происходила трансформация целей денежно-кредитной политики. Если в начале пути реформ преобладали монетаристские взгляды и основной целью денежно-кредитной политики был определен последовательный прирост денежной массы, то с 2002 года фокус целевых приоритетов Банка России стал смещаться в сторону борьбы с инфляцией. В работе обосновывается, что кроме низкой инфляции существуют иные условия нормального функционирования экономики, а также то, что причинами инфляции в России, зачастую, являются немонетарные факторы, борьба с которыми монетарными методами нецелесообразна. Исходя из противоречивости и невозможности одновременного полного достижения множества целей, автором предложено законодательно закрепить в качестве основной цели денежно-кредитной политики ценовую стабильность и устойчивый экономический рост.
В процессе реализации денежно-кредитной политики, даже при условии максимальной координации и слаженности всех механизмов, органы денежно-кредитного регулирования способны достигнуть лишь определенной степени совершенства в регулировании денежно-кредитной сферы. Во многом эффективность монетарной политики в системе государственного регулирования экономики определяется условиями институциональной среды, в которой она реализуется. В процессе анализа были выявлены структурные нарушения и несовершенства банковского сектора, создающие неблагоприятные условия для реализации денежно-кредитной политики, а именно:
- региональная неравномерность;
- слабость капитальной базы;
- активная экспансия иностранного банковского капитала.
Обобщая различные аспекты функционирования денежно-кредитной политики в системе государственного регулирования экономики, необходимо выделить следующие основные факторы ее оптимизации:
- повышение независимости и автономности Банка России в проведении денежно-кредитной политики;
- совершенствование банковского сектора как основного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, передающего монетарные импульсы в российскую экономику;
- наличие адекватных целей денежно-кредитной политики и их законодательное закрепление;
- активное развитие рыночных инструментов монетарного регулирования с целью более существенного влияния Банка России на экономическую конъюнктуру денежно-кредитной сферы.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №317-ФЗ) // Парламентская газета, №131 – 132, 13.07.2002.
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Вестник Банка России. 2006. N 66.
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // Вестник Банка России. 2007. N 47.
5. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 425.
6. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М.: Юстицинформ, 2005
7. Игнатьев С. Выступление перед депутатами Государственной Думы // Ведомости. 2004. 7 июля. N 117.
8. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М., 2007. С. 26.
9. Мирзоян Р.Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право, 2008, №4.
11. Николаев И.А., Марченко Т.Е. Фондовый рынок: пределы роста и глубина падения, аналитический доклад ФБК, октябрь 2008
12. Николаев И.А., Марченко Т.Е., Титова М.В. Россия и мир против финансового кризиса. М., 2008.
13. Садков В.Г., Овчинникова О.П. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России. М.: Прогресс, 2008
14. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.
16. Столяренко В.М. Центральный банк: проблемы правового статуса. СПб.: Лимбус Пресс, 2006.
17. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учеб. пособие. М., 2007. С. 89.
18. Турбанов А.В. Институт мирового соглашения в рамках реструктуризации кредитных организаций. М., 2008. С. 3.
19. Узденов Ш.Ш., Сытников М.Ю. Рефинансирование в структуре единой государственной денежно-кредитной политики (правовые проблемы) // Банковское право. 2006. N 3. С. 15.
20. Шохина Э.З. Особенности юридических конструкций денежно-кредитной политики России на среднесрочную перспективу // Юридический мир, 2007, №12.
21. Ямпольский М.М. Банковский кризис и меры по его преодолению // Деньги и кредит. 2006. N 1. С. 48.
|