В свете сказанного для целей подготовки вступления России в ВТО предстоит важная и кропотливая работа по системному пересмотру отечественного законодательства в надлежащем направлении. Однако правильность подобного шага - фактически накануне присоединения к ВТО и «пакету соглашений» не исключать, а, наоборот, уточнять меры, которые явным образом несовместимы и с правилами ВТО о национальном режиме, и с другими принципиальными решениями, свойственными системе норм организации, и тут же делать оговорку об их эвентуальной отмене при наступлении соответствующего события - вызывает сомнения. Ведь за период между внесением и отменой указанных предписаний будет складываться соответствующая практика их применения в рамках действующего правопорядка. Нетрудно предугадать, что изложенные обстоятельства способны привести к возникновению межгосударственных споров с участием России, особенно в инвестиционной сфере.
Приведенный казус и детали рассмотрения спора позволяют с достаточной степенью наглядности не только продемонстрировать особенности современного содержания принципа национального режима в международных торговых и связанных с ними отношениях, но и увидеть наиболее возможные «уязвимые точки» существующего национально-правового регулирования РФ, в том числе в аспекте применения уже действующих положений о национальном режиме в различных областях хозяйственного взаимодействия с другими государствами, в свете будущего членства России в ВТО.
Список использованной литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – 1998. - 10 декабря.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. Закона Российской Федерации о правке Конституции от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 1. – Ст. 2.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 30 июня 2008 г. № 105-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552; 2008. - № 27. -Ст. 3123.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ от 3 декабря 2008 г. № 229-ФЗ (в ред. от 03 декабря 2008 г. № 229 –ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012; 2008. - № 49. - Ст. 5727.
5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - Ст. 2757; 2007. - № 49 . - Ст. 6079.
6. Аблезгова О.В. Обычаи международной торговли как основные источники lex mercatoria // Журнал российского права. – 2008. - № 4. – С. 16 – 18.
7. Ануфриева Л.П., Спектор А.А. Принцип национального режима в регулировании международной торговли // Журнал российского права. – 2007. - № 10. – С. 19 – 22.
8. Бахин С.В. Унификация права международной торговли: место исполнения обязательств // Законодательство и экономика. – 2002. - № 6. – С, 9 – 12.
9. Дубинкина С.Н. Становление и развитие международно-правового регулирования торговли услугами // Право и политика. – 2006. – № 2.
10. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с франц. М., 2002.
11. Кузин А.И. Соглашение ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) и нефть // Международное публичное и частное право. – 2007. - № 1. –С. 8 – 12.
12. Курс международного права: В 7 т. Т. 4. Отрасли международного права / Отв. ред. И.И. Лукашук. М., 1990.
|