уществующая торговая система нефтью, основанная в 80-е годы, дает несомненные «сбои». Ее механизмы не работают на интересы как потребителей, так и производителей нефти, а увеличивают риски разрушения рынка.
Сегодняшние цены на нефть формируются в ходе торговли ценными бумагами – фьючерсными контрактами. Но природа и структура фьючерсных рынков такова, что позволяет, с одной стороны, реагировать на все малейшие колебания макроэкономической конъюнктуры и политические события, а с другой стороны, вести крупную спекулятивную игру. В итоге сложившийся геополитический перекос на мировом энергетическом рынке стал в последние месяцы тем информационным «поводом» для нефтяных трейдеров, который позволяет им раскачивать рынок «вверх-вниз», извлекая из этого спекулятивные прибыли.
Цены на нефть определяются, в основном, двумя факторами. Ожидаемым и текущим спросом и предложением и динамикой издержек. Но точных данных о соотношении спроса и предложения не существует, следовательно, используется информация об изменении складских запасов (стратегических и промышленных). Соответствующие оценки дают Американский институт нефти (API), Международное энергетическое агентство (IEA) и информационное агентство Департамента энергетики США (EIA).Основная проблема ценообразования нефтяного рынка – его непрозрачность. Это и внебиржевой рынок, и фундаментальные показатели баланса спроса и предложения. Трудности вызывает также то, что цены определяются на основе двух сортов. И состав участников биржевого рынка является закрытой информацией. Из-за такой непрозрачности и неэффективности, ситуация на рынке нефти меняется достаточно часто, рынок нестабилен.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В условиях рыночной экономики цена определяется соотношением спроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования на международных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли.
Для современного мирового рынка характерна множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знать основные источники сведений о ценах.
Механизм ценообразования во внешнеторговой деятельности включает в себя анализ спроса и предложения, проектирование цен исходя из ситуации на рынке и формирование контрактной цены. Можно утверждать, что рыночный механизм международной экономической деятельности является более совершенным по экономической обоснованности и объективности процесса ценообразования, формирования и использования других инструментов хозяйствования. Не случайно цены мировых товарных рынков выступают как один из критериев при формировании цен в национальной экономике, являются индикатором при определении целесообразности участия в международном разделении труда, международной экономической деятельности.
И в заключение следует сказать, что незнание рыночных закономерностей мирового ценообразования наносит существенный ущерб как экспортерам, так и импортерам. Поэтому пренебрежение или незнание мировых цен со стороны российских экспортеров может привести к значительным экономическим потерям. Сегодня российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку.
1. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. СПб., 2000.
2. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 2006.
3. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций./ Учебно-практическое пособие. М., 2000.
4. Дегтярева О.И., Полякова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. М., 2007.
5. Ефимовская Л. А.. Порядок формирования цен на импортные товары. Лекция. Изд-во Сибирского университета потребительской кооперации. Новосибирск, 2005.
6. Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и её экономическая дипломатия. М., 2001.
7. Клишнина Т.П. Мировые цены. Учебное пособие. М., 2006.
8. Мосягин В.И. Теория и практика рыночного ценообразования. СПб., 2001.
9. Негл, Томас. Стратегия и практика ценообразования. СПб., 2007.
10. Овчинников Г.П. Международная экономика. СПб., 2007.
11. Салижманов И.К. и др. Цены и ценообразование. М., 2005.
12. Желтиков В.П. Экономическая география, 2007.
13. В. В. Петров, В. Ф. Артюшкин. Поведение цен на мировом рынке нефти. Стратегические тренды, биржевые игры, макросценарии. Издательство: ФАЗИС, 2004 г., 192 стр.
|