Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
От уровня развития предпринимательства зависят поступления финансовых средств в бюджет муниципальных образований. Основной целью поддержки и развития предпринимательства в муниципальных образованиях является увеличение поступлений финансовых средств в местные бюджеты и решение проблемы занятости населения.
Российское государство провозгласило поддержку малого предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений своей экономической политики. Утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающая мероприятия по формированию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной, инвестиционной, производственной, инновационной поддержке малого предпринимательства, развитию инфраструктуры, информационного, кадрового, научного обеспечения. Введен в действие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, призванный кардинально упростить систему налогообложения.
Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих городах разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Программы поддержки малого и среднего бизнеса исходят из следующих основных направлений и принципов:
- формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования;
- привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муниципальных заказов;
- предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной плате;
- обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке;
- обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т.п.);
- оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;
- организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т.п.
В настоящее время в рамках реализации муниципальных программ поддержки инновационной деятельности происходит переориентация от поддержки отдельных малых предприятий на поддержку кластеров предприятий. Под кластером обычно понимается группа компаний среднего и малого размеров, объединенных вокруг крупной (материнской) компании и размещенных на одной территории. Предприятия кластера имеют возможность минимизировать затраты на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации.
Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалификации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности. Органы местного самоуправления должны определить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компетентности работников малых предприятий.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.
- Федеральный закон от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». // Законодательство РФ и ведомственные нормативные акты. Часть 2. – М.: Инфра – М, 2006. – 352 с.
- Программы поддержки малого предпринимательства: сборник. - М.: Фирма «Полиэкс», 2006. - 195с.
4. Бахмудов, М.М. Система государственной поддержки малых предприятий в регионе. Дис. : канд. экон. наук. - Махачкала, 2007. – 688 с.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности, М.: «Дашков и Ко», 2006. – 310с.
- Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика: уч. для вузов - М: «Дашков и Ко», 2005. – 356с.
- Бублик В.В. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала. М.: Хозяйство и право, 2007. – 325с.
- Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование, М.:Инфра – М., 2008. – 136с.
9. Владимирова Л.Т. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2005. – 308 с.
- Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства. // Вопросы экономики, 2007. № 7. – С. 127 – 139.
- Духон А. Доклад «О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». М.: Московский Государственный Статистический Университет, 2007. – 126с.
- Ибадова Л.Т. Комментарий к ФЗ о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ (постатейный). – М.: Приор, 2007. – 165 с.
- Кураков В. Л. Правовая поддержка малого бизнеса: Практ. пособие по орг. и реорг. коммер. предприятий / В.Л. Кураков, Г.В. Климанова. - М.: Гелиос, 2006. - 238с.
14. Лаптев, В.В. Субъекты предпринимательского права. - М., 2008. – 916 с.
15. Устюкова, В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства. - М., 2001. – 310 с.
16. Чепуренко, А. Развитие малого предпринимательства в России / А. Чепуренко, Т. Обыденнова. - М., 1999. – 366 с.
17. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА – М, 2007. 672с.
18. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2006. 608с.
|