ВВЕДЕНИЕ
Учитывая актуальность и сложность проблемы и недостаточную ее разработанность в духе решений партийных документов середины 80-х годов, а также возможность изучения и использования значительного пласта документов и архивных материалов, ранее не введенных в научный оборот, материалов социологических исследований и других источников, мы сформулировали тему «Культурное преобразование Чувашии в 20-30-е гг.»
Стремясь охватить основные отрасли и главные аспекты культурного строительства от Великого Октября до конца 30-х годов (1917—1937), мы ставим своей целью показать особенности и своеобразие, которые наряду с общими закономерностями культурной революции в СССР были свойственны процессу создания социалистической по содержанию, национальной по форме и интернационалистской по своему духу и характеру культуры чувашского народа.
Изменения в экономической и общественной жизни России, вызванные ростом капитализма, нашли отражения и в Чувашском крае. Развитие новых социальных отношений расширяло межнациональные связи, усиливало общение чувашей с трудовыми массами других народов, с русским рабочим классом.
Изменения в производстве и общественных отношениях сказались в быту населения, расширяли круг его общественных интересов, вызывали тягу к знаниям и просвещению.
В развитие культуры чувашского народы большую роль сыграла деятельность русской прогрессивной и революционно-демократической интеллигенции.
Рост творческих сил русского народа и революционно-демократическое движение в XIX веке нашли свое отражение в науке, литературе и искусстве. Освободительные идеи проникают и в чувашские народные массы, ускоряют выдвижение из их среды собственных культурных сил, содействуют росту национальной интеллигенции, тесно связанной с жизнью и трудовой деятельностью народа.
Дореволюционной культуры чувашского народа выдающаяся роль по-прежнему принадлежала устной поэзии. Поэтические образы сказок и песен воплощали страстное стремление трудовых масс к свободной и светлой жизни. Пословицы и поговорки, прибаутки и анекдоты полны обличения «дармоедов» — господ и богатеев.
С зарождением новых общественных отношений и усилением социально-классовых противоречий начинается интенсивное обновление содержания и форм устного народного творчества. Пробуждение классового самосознания трудовых народных масс, связанное с революционными событиями 1905—1907 и последующих годов, находит непосредственное отражение в идейном содержании фольклорных произведений. Устно-поэтический репертуар чувашского народа пополняется новыми произведениями с ярко выраженными в них классово-политическими мотивами. Положительный герой сказок, сказаний и песен выступает против конкретных носителей зла: царя и его приспешников, помещиков, кулаков, духовенства.
Разработанность. «Фигура умолчания», конъюнктурные соображения, боязнь показать объективную картину состояния сельского быта и культуры Чувашии отразились, например, в судьбе рукописи И. Д. Кузнецова и П. А. Сидорова «Быт и культура сельского населения Советской Чувашии», написанной по материалам этнографических экспедиций 1933 и 1960 годов по одним и тем же населенным пунктам. Из-за административных препонов и конъюнктурных соображений она не была издана и не получила доступа к широкому кругу читателей.
Истории культурного строительства в Чувашии в период социалистической реконструкции народного хозяйства посвящена работа П. М. Михайлова. В его книге дается оценка успехам культурной революции в республике, достигнутым в 30-х годах. Под культурной революцией, автор понимает коренные сдвиги в области народного образования, совершенные в годы предвоенных пятилеток, подготовку кадров советской интеллигенции, расцвет национальной литературы и искусства, коммунистическое воспитание трудящихся. Специальный подраздел посвящен борьбе за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения. Заслугой историка является введение в научный оборот новых исторических документов, количественных показателей культурного роста республики. Даны уточненные и более достоверные, чем у предшественников, сведения, что свидетельствует о критической оценке событий 30-х годов.
Заметным шагом в исследовании истории культурного строительства в Чувашии стала книга И. А. Маркелова «Культура возрожденного народа». В ней дано развернутое представление об истории народного образования, формировании кадров интеллигенции, массовой культурно-просветительной работе, развитии печати, радио, телевидения, затронуты проблемы культурного сотрудничества деятелей Чувашии и братских республик.
Вопросы духовной культуры и быта населения Чувашии нашли всестороннее освещение в коллективных трудах «Чуваши. Этнографическое исследование. Часть 2. Духовная культура», «Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии».
Предметом исследования механизм культурного преобразования.
Объектом исследования является культурные преобразования Чувашии в 20-30-е годы.
Целью данной работы является рассмотрение культурного преобразования Чувашии в 20-30-е годы.
В соответствии с выдвинутой целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- выявление и исследование опубликованных материалов по теме данного исследования;
- подготовка аналитико-синтетического обзора. Определение приоритетных направлений исследования;
- разработка методики исследования и ее апробация;
- проведение исследования и обобщение результатов.
Данная работа может быть рекомендована лицам изучающих культурные преобразования Чувашии в 20-30-е годы, студентам исторических факультетов, преподавателям, а также всем желающим изучающих данную тематику.
|