Ориентирование
Что представляет собой ориентирование? В литературе, где оно обычно описывается, - в справочниках и руководствах по топографии - термин «ориентирование» употребляется широко и подчас в разном смысле. Говорят об ориентировании по карте, подразумевая под этим умение, находясь на открытой местности с широким обзором, найти на карте точку своего стояния. Говорят об ориентировании карты, имея в виду отыскание такого ее положения (за счет поворота карты в горизонтальной плоскости), при котором северная сторона рамки была бы обращена к северу на местности. Говорят об ориентировании по компасу: в этом случае обычно речь идет об определении сторон горизонта (север-юг, запад-восток), но иногда под ориентированием по компасу разумеют умение выдержать на местности нужное направление с помощью компаса. Встречаются такие выражения, как ориентирование в горах, в лесу, в пустыне и т. д. Здесь имеется в виду умение, строя свои действия, принимать во внимание особенности того или иного вида природного ландшафта. Нередко речь заходит об ориентировании по небесным светилам (солнцу, звездам, луне). Под этим подразумевают умение определить по ним стороны горизонта. Достаточно часто употребляется выражение «ориентирование по местным предметам. Чаще всего здесь имеют в виду способность приблизительно определить стороны горизонта по муравейникам, кронам деревьев, замшелым пням и камням и тому подобным предметам. Но иногда под этим подразумевают умение соотнести с картой место своего нахождения, опираясь на характерные местные предметы (колокольни, отдельные деревья, тригонометрические пункты и т. д.)
- Мы рассмотрим некоторые из перечисленных видов ориентирования.
Обучать ориентированию лучше всего в туристском лагере или в серии воскресных походов. В этих условиях обучение ориентированию может быть основной целью каждого выхода, целью, которой подчиняются все остальные. Превратить же многодневный поход в учебный, как правило, дело трудное: там практические цели обычно доминируют над учебными. А если иметь в виду обучение ориентированию, то эффективность нескольких однодневных походов будет заметно выше равного им по длительности многодневного похода. Желательно при этом не собирать большие группы, с тем, чтобы каждый мог несколько раз попробовать себя в роли ведущего. И, наконец, последнее замечание. Говорят, чтобы научиться плавать, надо войти в воду. Учиться плавать на берегу бессмысленно. Аналогичным образом научиться ориентироваться можно только на местности. Отнюдь не в классе. Занятия в классе могут играть лишь вспомогательную роль. Если в отношении плавания это понятно всем, то иначе обстоит дело с ориентированием. Обычная ошибка неопытного руководителя состоит в том, что львиную долю времени, отведенного на обучение ориентированию, он тратит на занятия в классе: например, два двухчасовых занятия в неделю - класс и одно воскресенье в месяц - выход. Надо ли объяснять, что это похоже на обучение плаванию на суше?
Сказанное не следует, конечно, понимать абсолютно. В конце концов, можно научиться ориентироваться и в процессе самообучения. Просто на это уйдет очень много времени.
Ориентирование по небесным светилам
В настоящее время города и села расположены на Западном Кавказе почти исключительно по берегам рек, моря, в предгорьях. Поэтому при необходимости срочной эвакуации из горно-лесистой местности выход должен осуществляться в расширенные части долины, к дорогам и жилищам. На южном склоне хребта следует придерживаться направления на юго-запад, на северном склоне — на северо-восток. Определение сторон света в горах сопряжено со значительными трудностями. Большая часть поверхности Северо-Западного Кавказа покрыта лесом, часты туманы. Солнечным днем определение не составляет труда. Имея часы, поступают так: часовую стрелку острием направляют в сторону солнца (рис. 1), при таком положении часов биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 2 на циферблате (с октября по март —цифрой 1) укажет направление на юг.
|