1389. Оценка инвестиционной привлекательности ценных бумаг ОАО «МЕГАФОН»
Диплом |
03.06.2010, 09:30
Стоимость 3500 р. Год выполнения 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1 Виды и особенности ценных бумаг 5 1.1 Понятие ценных бумаг, нормативное регулирование их выпуска и обращения 5 1.2 Виды ценных бумаг 13 1.3 Портфель ценных бумаг 20 2 Инвестиционная привлекательность ценных бумаг и факторы, ее определяющие 25 2.1 Оценка риска по операциям с ценными бумагами и способы его снижения 25 2.2 Существующие подходы к оценке качеств ценных бумаг 29 2.3 Влияние особенностей фондового рынка РФ на инвестиционную привлекательность ценных бумаг 42 3 Оценка инвестиционных качеств облигаций ОАО «Мегафон» 48 3.1 Анализ результатов деятельности компании «Мегафон» за 2007 – 2008 годы 48 3.2 Место облигаций ОАО «Мегафон» на рынке долговых обязательств мобильных операторов в 2008 году 54 3.3 Анализ инвестиционных качеств облигаций ОАО «Мегафон» 56 Заключение 64 Список использованной литературы 66
Рыночная экономика характеризуется не только рынками товаров,
рабочей силы, но и рынком капитала, который обеспечивает государство денежными
средствами и предоставляет возможность корпорациям и отдельным лицам получать
доход от размещения их временно свободных денежных средств. В структуре рынка
капитала важное место занимает рынок ценных бумаг, характеризующийся особым
специфическим товаром — ценными бумагами.
Рынок ценных бумаг является составной частью рыночной экономики.
Развитость и степень регулирования его со стороны государства являются
важнейшими индикаторами зрелости экономического развития страны. Рынок ценных
бумаг работает в системе финансового рынка в целом и испытывает воздействие не
только со стороны внутренних факторов страны, но и со стороны состояния
мирового финансового рынка.
Цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы
обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем
установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и
теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы
рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способствующего эффективной
передаче инвестиций из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую
силу.
Рынок ценных бумаг существует для обеспечения сделок но продаже и
покупке ценных бумаг. Он позволяет ускорить переход капитала от денежной к
производительной форме.
Рынок ценных бумагопределяется как совокупность экономических
отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг между его
участниками. Объектом рынка ценных бумаг является ценная бумага. Ценная бумага
может продаваться и покупаться неограниченное число раз, поэтому, чтобы товар
дошел до своего потребителя, нужна своя организация товародвижения.
Рынок ценных бумаг не может быть в полном объеме отнесен к
финансовому рынку, не все ценные бумаги происходят от денежных капиталов. Та
часть, в которой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале,
называется фондовым рынком и является составной частью финансового
рынка. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Другая часть
— это рынок денежных и товарных ценных бумаг или рынок прочих ценных бумаг. Эта
часть в силу своих сравнительно небольших размеров не получила специального
названия.
Фондовый рынок позволяет аккумулировать временно свободные денежные
средства и направлять их на развитие перспективных отраслей. Привлечение
денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников.
К внутренним источникам относятся амортизационные отчисления и полученная
прибыль. Внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные
от выпуска ценных бумаг[1].
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно
разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку,
и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
Общерыночные функции:
1. Коммерческая функция — функция получения прибыли от операций на
данном рынке;
2. Ценовая функция — рынок обеспечивает процесс складывания
рыночных цен, их постоянное движение;
3. Информационная функция — рынок производит и доводит до своих участников
рыночную информацию об объектах торговли и ее участников;
4. Регулирующая функция — рынок создает правила торговли и участия
в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты,
органы контроля и управления.
Специфические функции:
1. Перераспределительная функция:
• перераспределение денежных средств между отраслями и сферами
рыночной деятельности;
• перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной
в производительную форму;
• финансирование государственного бюджета на неинфляционной основе;
2. Функции страхования ценовых и финансовых рисков (хеджирование).
Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или
иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке: первичный и
вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой;
традиционный и компьютеризованные; кассовый и срочный (рис. 1).
В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок
его можно разделить на первичный и вторичный.
Первичный рынок— это первая стадия процесса реализации
ценной бумаги; это первое появление ценной бумаги на рынке, где осуществляется
продажа их первым владельцам (инвесторам). Обязательными участниками первичного
рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Процесс купли-продажи может
осуществляться как с помощью, так и без помощи посредников. Именно на первичном
рынке эмитенты путем продажи ценных бумаг привлекают средства инвесторов,
которые используются для реализации намеченных коммерческих целей.
Срочный
Кассовый
Традиционный
Компьютизированный
Рис. 1 – Структура рынка ценных бумаг
Вторичный рынок— это обращение ранее выпущенных ценных
бумаг; это совокупность всех активов купли-продажи или других форм перехода
ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования
ценной бумаги.
На первичном и вторичном рынках происходят разные процессы. На
первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают
в руки эмитента. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних
инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают их бывшим
владельцам. Другими словами, операции на вторичном рынке происходят без
участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел
эмитента. Эмитенту все равно, в чьих руках находятся выпущенные им ценные
бумаги, важным для него является лишь объем обязательств по ценным бумагам.
В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными
бумагами можно выделить организованный и неорганизованный рынок[2].
Организованный рынокявляется рынком аукционного
типа. Он характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями
покупателя и продавца с наличием механизма составления заявок и предложений о
продаже, что может служить основанием для заключения сделок. Это обращение
ценных бумаг на основе твердоустойчивых правил между лицензированными
профессиональными посредниками —
[1] Лялин
В.А. Рынок ценных бумаг. М., «Проспект», 2005.
[2] Синицына
Н.М. Рынок ценных бумаг. М., «Полиграфторгсервис», 2004. – С. 67.