Значительное влияние на изменение сложившихся стереотипов отношений между библиотекой и обществом, на преобразование библиотечной среды оказывает процесс информатизации. В новых технологических условиях библиотеки не только выступают в качестве объектов информатизации, но являются активными субъектами этого процесса.
В частности, способствуя приобщению широких читательских кругов к работе в новом коммуникативном режиме, основанном на широком, в том числе сетевом использовании информационных ресурсов, они содействуют постепенному формированию у различных слоев общества «информационного сознания», т.е. понимания определяющего значения информации в продуктивной деятельности как отдельного индивида, так и различных общественных структур.
Кроме того, участвуя в процессах сбора, хранения, производства, распространения и использования общедоступной информации, библиотеки объективно способствуют превращению ее в ценный общественный продукт, национальный ресурс, от которого зависит устойчивое развитие общества. Причем роль библиотек в хранении национальных информационных ресурсов и обеспечения общественного доступа к ним, с учетом использования Интернет-технологий, по мнению экспертов, будет неуклонно возрастать. И, наконец, вся современная система информационно-библиотечного обслуживания особенно в общедоступных библиотеках ориентирована на повышение уровня информированности всех слоев населения – от высших управленческих структур до низовых сфер общественного производства и конкретной личности. Содержательный диапазон деятельности библиотек в этом направлении очень широк и, что важно отметить, подкреплен соответствующими решениями законодательных и исполнительных органов государственной власти. На основе данных решений на базе библиотек с середины 90-х годов начали создаваться центры экологического просвещения, играющие заметную роль в информационном обеспечении природоохранной деятельности. В конце 90-х годов муниципальные библиотеки выступили инициаторами информационной поддержки института местного самоуправления, став информационным мостом между местной властью и населением. В это же время активно развернулась деятельность библиотек по созданию публичных центров правовой информации.
Таким образом цель нашей курсовой звучит следующим образом: Рассмотреть процесс информатизации библиотек и пути его преобразования.
Для достижения цели курсовой, сначала мы ознакомимся с процессом автоматизации библиотеки и только потом перейдем к рассмотрению инновационных процессов в библиотечном деле.
Специалисты библиотек уже осваивают это направление работы. И потому не иссякают вопросы о проблемах внедрения и использования АИБС. Мы еще не один раз обсудим эту тему. Ведутся нескончаемые разговоры об информатизации образования. Чем отличается информатизация от ее первой стадии – автоматизации? Вот что по этому поводу пишет столь уважаемый мною профессор Я.Л.Шрайберг: «Под автоматизацией библиотеки стоит понимать все процессы, связанные с установкой компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки и читательские места и позволяющие поэтапно освободить сотрудников библиотеки от рутинной работы, пишущих машинок, перфораторов, ручных картотек и т.д., а читателям – создать эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов библиотеки. Все эти изменения должны привнести компьютеры, локальные вычислительные сети компьютеров и программные системы, работающие на них. А появление других новых технологий, новых элементов, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей и читателей, уже должно стать термином “информатизация”, внутри которого “автоматизация” является одной из компонент. Другими компонентами информатизации являются телекоммуникационные технологии, онлайн и Интернет; штриховые коды и автоматическая индексация изданий и читательских билетов; CD-ROM и системы “CD-ROM Networking”; издательские технологии; полнотекстовые базы и, наконец, сверхмодные электронные или цифровые библиотеки».
|