Введение 3 Глава 1. Теоретические основы управления прибылью в современных условиях 7 1.1 Сущность и содержание прибыли 7 1.2 Механизм формирования и показатели прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли 20 1.3 Пути и инструменты управления прибылью предприятия 31 Глава 2. Анализ управления прибылью на предприятии ЗАО «Московский прожекторный завод» 42 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 42 2.2 Анализ состава и динамики прибыли предприятия 52 2.3 Факторный анализ прибыли предприятия 56 2.4 Анализ показателей рентабельности предприятия 61 Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления прибылью ЗАО «Московский прожекторный завод» 63 3.1 Пути увеличения суммы прибыли предприятия 63 3.2 Улучшение распределения и использования прибыли предприятия 71 Заключение 75 Список использованной литературы 78 Приложения 81
Прибыль это конечный финансовый результат и главная цель
предпринимательской и производственной деятельности, характеризующаяся
абсолютную эффективность работы хозяйствующих субъектов, которые в процессе
функционирования стремятся к получению наибольшей прибыли и путем производства
и реализации востребованных рынком товаров, работ и услуг.
Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является
основным показателем в системе текущих целей предприятия. Очевидная значимость
показателя прибыли проявляется в том, что это понятие введено в ряд
законодательных актов, являющихся ключевыми для ведения бизнеса. Так, в ст. 42
Федерального закона «Об акционерных обществах[1]» говорится о возможности
выплаты обществом дивидендов из чистой прибыли; в ст. 64 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)[2]» упоминается о том, что
«органы управления должника не вправе принимать решения о выплате дивидендов
или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками)».
Термин «прибыль» (с некоторыми уточнениями, например, «чистая»,
«маржинальная», «остающаяся в распоряжении предприятия» и др.) используется и
в нормативных актах более низкого уровня (например, в положениях по
бухгалтерскому учету). Что касается монографической и учебной литературы, то в
ней эта категория представлена исключительно широко.
Понятие прибыли весьма неопределенно как в сущностном плане, так и в
плане алгоритмическом. Сошлемся на мнение американских специалистов в области
финансового менеджмента С. Росса, Р. Уэстерфилда и Дж. Яффе, которые полагают,
что «одним из наиболее сложных атрибутов фирмы в плане концептуализации и
измерения является прибыльность[3]». Еще более определенно
высказался известный теоретик Ф. Найт: «Никогда не может быть объективно и
точно определена величина прибыли в доходе...[4]». Фразы «предприятие
работает прибыльно» или «рентабельность предприятия "Гамма" составляет n%» не содержат по сути ничего, поскольку, во-первых, видов показателей
прибыли много, во-вторых, в зависимости от выбранного алгоритма исчисления
значение того или иного показателя прибыли может исключительно значимо варьировать.
Уже стал хрестоматийным пример с «перекладкой» отчетности из российского
формата в форматы, предписываемые МСФО (международным стандартам финансовой
отчетности), когда предприятие, показавшее значимую прибыль по российским
стандартам, по стандартам, например, МСФО вынуждено показать не менее значимый
убыток. Возможно и обратное: принципиально разные подходы в распределении по
годам выручки от реализации лизингового проекта, предусматриваемые
отечественными бухгалтерскими регулятивами и МСФО, приводят к абсолютному
несовпадению финансового результата как в целом по проекту, так и в погодовой
разбивке; убыток в k-м году,
исчисленный по российским регулятивам, может трансформироваться в прибыль, если
применить МСФО.
В разработку концепции прибыли существенный вклад внесли
экономисты-теоретики, причем, как правило, прибыль рассматривалась ими в
связке с капиталом и богатством, т. е. триада «прибыль — капитал — богатство»
(Income — Capital — Wealth) изучалась как вполне
самостоятельный объект. Так, А. Смит трактовал прибыль как приращение
богатства. Еще более однозначно на взаимосвязь этих категорий указывал
И.Фишер, согласно которому «запас богатства, существующий в каждый конкретный
момент времени, называется капиталом, а поток генерируемых им выгод (benefits) за данный промежуток
времени называется прибылью[5]». Одно из наиболее
примечательных и часто цитируемых определений прибыли в контексте упомянутой
триады принадлежит Дж. Хиксу (JohnR. Hicks, 1904—1989): «Прибыль
индивидуума есть максимальная величина, которую он может использовать на
потребление в течение любого периода, оставшись при этом столь же богатым в
конце периода, как он был на его начало[6]». В приложении к фирме
«потребление» означает распределение среди всех собственников фирмы стоимостной
оценки части активов, оставшихся после удовлетворения требований третьих лиц.
Весьма существенный вклад в разработку теории прибыли внес Найт.
Можно сформулировать
следующее общее определение: прибыль
— это некий доход от операции, требовавшей изначально определенной
инвестиции и (или) расхода и проявляющийся в увеличении совокупного
экономического потенциала (богатства) инвестора по окончании (фактическом или
условном) данной операции. Прибыль множественна по своему представлению и методам
измерения и идентифицируется только тогда, когда четко определены понятия,
во-первых, доходов и расходов (затрат) или капитала и, во-вторых, способов их
оценки и увязки в едином счетном алгоритме. По нашему мнению, прибыль — это
расчетный и потому условный показатель; в зависимости от набора включенных в
рассмотрение факторов и их количественной оценки могут исчисляться разные
показатели прибыли. Следовательно, напрашивается следующий вывод: дефинитивная,
оценочная и алгоритмическая многозначность понятия «прибыль» естественным
образом предопределяет неоднозначность как его трактовки, так и количественной
оценки, а потому любые суждения в терминах «прибыль», «прибыльность» и др.
предполагают необходимость строгой идентификации: (1) факторов формирования
прибыли (или компонентов прибыли), (2) их оценки и (3) возможных ограничений
на способ признания и принимаемую к учету оценку того или иного фактора,
[1]
Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных
обществах» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №318-ФЗ) // Российская
газета, №248, 29.12.1995.
[2]
Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 №127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007
№317-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, №43, ст. 4190.