1. Киевское восстание 1068 г. Волнения крестьян и горожан, направленные против феодальной эксплуатации, с новой силой развернулись во второй половине XI в. и привели к мощным восстаниям 1068—1071 гг. История этих восстаний мало разработана в исторических трудах, между тем перед нами крупное явление — большие народные движения, распространившиеся на очень значительную территорию. Центром восстания 1068 г. был Киев, который в это время представлял собой большой городской центр. Тут образовался особый городской квартал, населённый ремесленниками, торговцами и подёнщиками. Кроме свободных ремесленников следует предполагать и наличие зависимых ремесленников, работавших на князей, бояр, на монастыри и церкви. Непосредственным поводом к восстанию было поражение трёх князей — Изяслава, Святослава и Всеволода — на реке Альте, нанесённое им половцами. Это и дало возможность летописцу представить восстание 1068 г. Внезапной вспышкой народного возмущения, вызванного военным поражением и недовольством воеводой Коснячко. В действительности волнения в Киеве начались задолго до открытого восстания. По летописи, восставшие «люди» осво6одили своих товарищей из тюрьмы. Таким образом, оказывается, что в момент восстания в темнице сидели какие-то киевляне. О том, что волнения среди киевлян начались ещё до восстания, свидетельствует отказ киевского князя Изяслава выдать им коней и оружие для борьбы с половцами. Видимо, князь уже опасался возможного восстания киевлян. Главными действующими лицами были «люди», «людие», «людье», т. е. широкие массы городского населения. Одна часть «людей» идёт спорить с князем, другая — освобождать полоцкого князя Всеслава, сидевшего в «порубе», а вместе с ним и «свою дружину», т. е. горожан, ещё раньше выступивших против князя. Количество таких людей было довольно значительно, судя по тому, что при расправе с киевлянами Мстислав Изяславич казнил и ослепил 70 человек киевской «чади». В данном случае «чадь» — это народ, широкие круги населения, те же «люди». Совершенно ясен и тот квартал, где началось восстание. Это Подол, ремесленный и торговый квартал Киева. Восставшие собираются «вечем» на «торговище» и отсюда идут «на Гору»[2, С. 45]. Итак, перед нами движение, возникшее на Подоле и поддержанное городскими ремесленниками и торговцами. Сила и размах этого движения измеряются, в частности, тем, что князь и дружина даже не пытаются противостоять восставшей «чади» и устремляются в бегство. Одно это обстоятельство подчёркивает большое значение горожан в таких крупных центрах, каким был Киев, где сидел сильнейший из русских князей XI в. Вместе с тем ясна и антифеодальная направленность киевского восстания. Ненависть киевлян в первую очередь обращена против княжеской администрации и воеводы Коснячко. Недовольство воеводой в немалой степени объяснялось стремлением князя держать под своим контролем городской рынок с его доходными статьями (пошлины с товаров, доходы от городских мер и весов и т. д.). Не забудем также и то обстоятельство, что Коснячко назван воеводой, как один из предводителей неудачного похода против половцев. Позже, в Правде Ярославичей, он выступает перед нами в числе княжеских «мужей». Возможно, что в его лице мы имеем не только воеводу, предводителя киевлян в военное время, но и тысяцкого, ведавшего судом и расправой по торговым делам. Положение тысяцкого открывало ему большие возможности для совершения разного рода злоупотреблений, в частности путём вынесения неправедных судебных приговоров. Глубокие причины восстания 1068 г. вскрываются перед нами «Словом о казнях божьих», вставленном в летопись с поучительной целью. «Слово» говорит об «усобной рати», сварах, зависти, «братоненавиденьи» и клевете как о пороках киевского общества XI в. В конце поучения читаем настойчивое требование: «взищете суда, избавите обидимаго»[4, С. 108]. Автор порицает современников за лжесвидетельство и неправедные суды, говоря о людях, лишающих наёмников вознаграждения, порабощающих сирот и вдовиц. Таким образом, «Слово» позволяет понять те причины, которые вызвали вспышку народного гнева. Восстание 1068. было направлено против феодальной эксплуатации, а не только против отдельных представителей господствующего класса. Главную, движущую силу восстания составили киевские ремесленники и торговцы. Это совместное участие ремесленников и торговцев в борьбе за городские вольности типично для средневековых городов. Восстание 1068—1069 гг. охватило широкие круги городского населения. Можно предполагать, что оно было поддержано не только свободным населением Киева, но и крепостными ремесленниками и холопами. Некоторые дополнительные сведения, относящиеся к восстаниям 1068—1069 гг. или в той или иной мере с ними связанные, ведут нас к выводу о распространении этого восстания на значительные пространства и о большой глубине классового конфликта, проявлением которого явилось восстание в Киеве 1068 г. 0но было направлено против господства феодальных верхов, против светских и церковных феодалов, что явилось характерным для народных восстании средневековья. Целью наших изысканий было установить тот факт, что киевское восстание 1068 г. являлось крупнейшим городским движением XI в. О широте и глубине восстания говорит его длительность. Бегство Изяслава из Киева произошло 15 сентября 1068 г. Изяслав Ярославич вернулся в Киев только 2 мая следующего года. Таким образом, восстание, в Киеве продолжалось 7,5 месяцев[2, С. 56].
|