Заключение
По мнению торговцев антиквариатом в последние месяцы в индустрии продажи предметов старины наблюдается необычайное оживление. Владельцы антикварных галерей считают, что, даже если не брать в расчет высокие цены на нефть, цены продолжат расти в среднем на 10–15% в год. Правда, интересно, что с законодательной точки зрения столь прибыльная и динамично развивающаяся отрасль экономики пока еще никак не регламентирована, а недавняя отмена лицензирования еще больше облегчила работу недобросовестным арт-дилерам. В результате на арт-рынке по-прежнему обращается огромное количество фальшивок, а оборот, например, легального рынка современного искусства составляет сумму просто смехотворная по масштабам западных рынков.
Одна из причин роста цен на рынке антиквариата – ограниченность предложения. Причем с течением времени количество ценных предметов только уменьшается. При этом законы рынка очень субъективны, и цены на нем формируются скорее стихийно, нежели систематически. С абсолютной уверенностью можно сказать, что дорожают, как ни странно, исключительно дорогие предметы искусства.
Сейчас цены в России практически сравнялись с мировыми. По словам участников антикварного рынка, если раньше было выгодно скупать российский антиквариат «по дешевке», а потом выгодно перепродавать его на Западе, то теперь этим уже никто не занимается, поскольку это больше не приносит прибыли. Гораздо выгоднее в будущем, возможно, будет привозить предметы искусства из-за рубежа в Россию, поскольку, как показывает практика, потенциальные покупатели находятся именно здесь - об этом свидетельствует и недавно прошедший в Москве Первый международный салон изящных искусств (Moscow Fine Art Fair) на который приехали 22 ведущие европейские антикварные галереи.
В последние месяцы к этому добавились и иные факторы, стимулирующие рост цен. В силу нестабильности на российском рынке недвижимости и в банковском секторе и благодаря существенному притоку нефтедолларов в страну антикварная торговля этим летом переживает очередной бум. Представители аукционного дома особенно подчеркивают, что эти капиталовложения абсолютно оправданы. Цены на русское искусство стабильно растут, а если рассматривать антикварный рынок в целом, то вероятная прибыль на нем может оцениваться в районе 20–30% в год. Если говорить более предметно, то наиболее выгодными сегодня являются вложения в живопись, прежде всего в полотна художников-академистов – Коровина, Шишкина, Айвазовского, Саврасова. Стоимость таких картин, по оценкам аналитиков, растет примерно на 20–25% в год (причем не только в России, но и за рубежом. Выгодными будут вложения и в раритетные предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря нашумевшей покупке Виктора Вексельберга эксперты, в частности, прогнозируют рост популярности изделий Фаберже, хотя о массовости этого спроса говорить навряд ли будет возможно в силу очень высокой стоимости данных предметов искусства.
Невероятный бум переживает и рынок антикварных автомобилей – область, еще мало освоенная российскими коллекционерами. На этой неделе в рамках «Мотор-Шоу – 2004» откроется Олдтаймер-Галерея – салон старинных, редких и экзотических автомобилей, где покупателям будут предоставлены широкие возможности для покупки как автомобилей, так и аксессуаров и запчастей к ним. Рост интереса к «старому» искусству повышает цены и на рынке современного искусства, однако в данном случае на ценообразование влияет скорее субъективная политика самих владельцев художественных галерей, нежели законы рынка или аукционные котировки. По этой причине капиталовложения в современное искусство по-прежнему считаются рискованными, и арт-рынок продолжает жить по закону: «Старое – значит, надежное».
Правда, на антикварном рынке, участники которого предвкушают сейчас резкий рост оборотов, есть и серьезные проблемы, связанные в основном с тем, что до сих пор эта отрасль экономики существовала, по сути, на полулегальном положении. Так, ввоз предметов искусства в страну с целью дальнейшей коммерческой реализации облагается несоразмерными налогами – до 30%. Аналогичный налог в Великобритании колеблется в рамках 5%. Вывезти легально из нашей страны что-то более-менее ценное вообще невозможно.
Другая ключевая проблема – фальшивки. Подделывают все – картины, монеты, марки, медали, а также практически любые аттестаты и сертификаты «подлинности». Подделки встречаются повсеместно, причем даже в весьма уважаемых антикварных салонах. «В свое время Министерство культуры предметно занималось развитием антикварного рынка в России. На сей счет был соответствующий указ президента РФ «О лицензировании антикварной торговли», в соответствии с которым этот рынок и работал. Однако в один прекрасный момент, в связи с предполагаемым вступлением России в ВТО, было принято решение о сокращении числа лицензируемых видов деятельности, под которое попала в том числе и антикварная торговля. Таким образом, в настоящее время официально не существует даже такого понятия, как антикварный рынок, как бы странно это не звучало.
В России сегодня нет никаких нормативных документов, которые бы регламентировали этот вид деятельности и само понятие антиквариата. Совершенно очевидно, что такая ситуация не может продолжаться долго. Прежде всего потому, что это приводит к таким негативным последствиям, как невозможность контроля за нелегальным обращением предметов искусства. Создается такая ситуация, когда почти любой может открыть антикварный магазин, и при этом не будет и речи о правильном хранении предметов, атрибуции, реставрации, экспертизе, не говоря уже об огромном количестве фальшивок.
Список использованной литературы
1. Балабанов, И.Т. Основы оценочной деятельности: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений./И.Т. Балабанов – М.: Финансы и статистика, 2005- 526 с.
2. Бланк, И.А. Оценка искусства/И.А. Бланк, Т.1. – К.: Ника-Центр, 2004 -192 с.
3. Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. профессора О.И. Волковой и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2002. – 601с.
4. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ/Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 527с.
5. Донцова Л.В., Комплексный анализ деятельности предприятия/Л.В. Донцова, Н.А Никифоров – М.: Дело и Сервис, 2005 – 304 с.
6. Дыбаль, С.В. Оценочный анализ: теория и практика: Учеб. пособие/С.В. Дыбаль - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003 – 304 с.
7. Каратуев, А.Г. Финансовый менеджмент/А.Г. Каратуев – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 496 с.
8. Ковалев, В.В. Оценка предметов старины/В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – ПБОЮЛ - 2006. - 424 с.
9. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры/В.В. Ковалев – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.
10. Колчина, Н.В. Искусство в оценочной деятельности: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. Н. В. Колчиной.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 447 с.
11. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент/М.Н. Крейнина – М.: Дело и Сервис, 2006. – 400 с.
12. Маркарьян, Э.А., Финансовый анализ: Учеб. пособие/Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко– М.: ПРИОР, 2003. – 159 с.
13. Моляков, Д.С. Особенности оценки предметов искусства, Е.И. Шохин. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 112 с.
14. Попов, Р.А. Антикризисное управление: Учебник/Р.А. Попов. – М.: Высш. шк., 2006. – 429 с.
15. Романенко, И.В. Экономика предприятия./И.В. Романенко – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.
16. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/Г.В. Савицкая – М.: ИНФРА-М, 2005. – 336 с.
17. Самсонов, Н.Ф. Оценка бизнеса/Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др., под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2005. – 495с.
18. Бабаков, В.В. Новый подход к оценке искусства// Банковское дело. – 2006. - № 3. – С. 7-12.
19. Глазунов, В.Н. Анализ финансового состояния предприятия/В.Н. Глазунов //Финансы. – 2006. - № 2. – С. 15-17.
20. Гущина, И.И. Финансовый анализ деятельности предприятия/И.И. Гущина, М.В. Агапова // Бух. вест. – 2005.-№4.-С. 50-60.
21. Котлер, Э. Комплексная оценка нематериальных активов . – 2005. - № 16. – С. 39.
|