Царь-реформатор вводил основы европейской цивилизации в стране, культурные основания которой явно не соответствовали этим основам, в первую очередь - формам государственной и общественной жизни. Петр I нуждался в науке и обученных специалистах для преобразований армии, военной техники, создания промышленности и систем коммуникации, организации государственной бюрократии. Но его мало привлекали культурные основания европейской науки, которые были чужды не только деспотическому характеру императора, но, что важнее, культурной почве России конца XVII - начала XVIII столетий. Среди первых русских академиков были всемирно известные ученые: Л. Эйлер, Д. и Н. Бернулли, Х.Гольдбах и др. Однако внедрение науки в российскую культуру происходило медленно и болезненно, наталкиваясь на недоверие, непонимание, и даже враждебность со стороны духовных традиций, моральных устоев, всего уклада русской жизни. Ценностный статус науки, ориентированной на рациональное исследование, проникающее в любые сферы природы и общественной жизни, противоречил и традиционным ценностям русской культуры допетровской эпохи, и сугубо прагматическим ориентациям самих реформаторов. В этом российская ситуация отличалась от западноевропейской, где наука со времен Фомы Аквинского имела религиозную и культурную "санкцию". Противоречие между наличной культурой и внедряемой цивилизацией преломлялось в самой русской науке, тормозило ее развитие.
Для развития культуры господствующих слоев российского общества в I четверти XVIII в. характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Преобразования в области культуры (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строительства.
Главным итогом всей совокупности петровских реформ явилось установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека -капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы ни относиться к его методам и стилю проведения преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
В заключение можно привести слова Нартова - современника Петра: "... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат.1989.
2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.: МИРОС.1994.
3. В.И. Булганов. Петр Великий и его время. М.: Наука 1989.
4. В.М. Моряков В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов, История России, М.: Наука 199г.
5. Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. 167 с.
6. История России с начала 18 до конца 19 века, М.: АСТ – 2001г.
7. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа,1985.
8. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль, 1990.
9. Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов ч.1, Высшая школа 1979г.
10. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.: Просвещение, 1993.
11. Справочник школьника 5-11 классы, М.: АСТ – Пресс, 2000 г.,
|