Введение Термин «нефть», пришедший к нам из персидского языка через турецкое слово «neft», в современном мировом лексиконе стал синонимом общепринятого словосочетания «черное золото». И объясняется этот факт не только тем, что сегодня нефть, наряду с природным газом, является основным и практически безальтернативным источником энергии, но и тем, что ее запасы невосполнимы. При этом дальнейшей переработке подвергаются лишь 10% добываемой сырой нефти, остальные 90% - сжигаются. Как минимум, два десятилетия многие аналитики всерьез пугали человечество тем, что еще каких-нибудь 40-50 лет, и ее запасы будут полностью исчерпаны. И тем не менее на сегодняшний момент использование нефти практически эквивалентно ее добыче. К концу ХХ века ее фактические мировые запасы насчитывали 1 триллион 46 миллиардов баррелей. В ходе развития нефтяного рынка его центрами оказались практически два региона: США и Ближний Восток. Первая половина XX в. явилась переходным периодом. До начала XX в. США принадлежало не менее 75% добываемой во всем мире нефти. Главной особенностью становления нефтяной отрасли в мире являлось превосходство США в добыче нефти на государственном уровне и доминирование до 1911 г. компании Standard Oil на корпоративном. Хотя значительная трансформация произошла в середине века, но периодом смены ключевого региона добычи можно считать начало 1970-х годов, когда США впервые прибегли к широкомасштабному импорту нефти. По мере увеличения добычи нефти в Персидском заливе стала возрастать роль арабских стран, которые в 1960 г. создали ОПЕК. Вошедшим в него государствам потребовалось от 10 до 15 лет, чтобы национализировать места добычи (разорвать концессионные соглашения с западными компаниями), то есть перенаправить прибыль в свою пользу. В 1973 и 1979 гг. произошли кризисы (вследствие соответственно арабо-израильского конфликта и иранской революции), давшие импульс развитию энергосберегающих технологий и замедлившие рост потребности развитых стран в нефти. К этому времени на долю стран ОПЕК, оказывающих максимальное влияние на ценообразование, приходилось около 80% общего объема ее экспорта в мире и почти половина всей добычи. Вторым крупным экспортером был СССР. Три события, прямо или косвенно повлиявшие на рынок нефти, произошли в 1980-е годы. В 1983 г. были проведены первые торги по фьючерсным контрактам на нефть, что послужило толчком для развития рынка производных нефтяных инструментов, причем формирование срочного рынка в корне изменило парадигму нефтяных компаний, увеличив вес их финансовых операций. Два других события: • авария на Чернобыльской АЭС и гибель танкера Valdez компании Exxon у берегов Аляски; • усилили экологическое движение, частично ограничив развитие атомной энергетики в США и ужесточив правила транспортировки нефти, что привело к повышению стоимости ее перевозки. После второй мировой войны экономический рост в мире во многом был обеспечен за счет относительно низкой и стабильной цены на сырую нефть. Как правило, переработка ее осуществляется в местах потребления, поскольку дешевле доставить к регионам потребления сырую нефть, чем нефтепродукты. В последние десятилетия наблюдается волатильность цены на сырую нефть, что может повышать потенциальные издержки некоторых участников рынка. Со времени окончания нефтяных кризисов 1970-х годов номинальная цена нефти колебалась в среднем от 18 до 20 долл. за баррель. К концу прошлого века и в начале нынешнего ценовой диапазон изменился и составил 20-25 долл. за баррель. Глава 1. Исследование рынка нефти и нефтепродуктов при помощи Интернет
18 июня 2003 года была введена в промышленную эксплуатацию электронная торговая площадка для оптовой торговли нефтепродуктами в ТНК-ВП. Поскольку она стала первым и пока единственным решением в сфере реализации нефтепродуктов через Интернет в России, стоит подробно рассмотреть именно ее. В компании была поставлена задача создать электронную торговую площадку (ЭТП), обеспечивающую контрагентам из всех регионов инструменты заказа и приобретения нефтепродуктов ТНК-ВП, реализующую бизнес-процессы продаж в компании, повышающую эффективность работы персонала, способствующую улучшению планирования и управления в компании. Кроме этого, решение должно было быть надежным и безопасным, а также гибким, чтобы отражать изменения в бизнесе компании. Дополнительными преимуществами от внедрения ЭТП являются уменьшение влияния человеческого фактора на бизнес-процессы и упрощение взаимодействия клиентов и трейдеров ТНК-ВП. Естественно, учитывая стратегию развития компании, электронная торговая площадка должна содействовать реализации политики открытости ТНК-ВП. От ЭТП требовалась поддержка, как аукционной торговли, так и продаж на основе переговоров уполномоченного сотрудника компании-контрагента с менеджером службы сбыта ТНК-ВР.
|