Понятие экономической эффективности деятельности предприятия связано с
отношением ценности результата к ценности затрат, т.е. является оценочной
категорией и представляет собой комплексное отображение конечных результатов
использования всех ресурсов за определенный промежуток времени. В основу
определения эффективности заложенное понятие сравнительного преимущества. Это
дает возможность сравнения и выбора наиболее эффективного варианта деятельности
по принятому критерию, оценку целесообразности совершенствование базового
варианта. Сущностная характеристика эффективности
производства находит отображение в общей методологии ее определения,
формализованная форма которой имеет вид:
(1.1)
Под результатами деятельности понимают полезный
конечный результат в виде:
- материализованного
результата процесса производства, измеренного объемом продукции в натуральной и
стоимостной формах;
- народнохозяйственного
результата деятельности предприятия, которое включает не только количество
изготовленной продукции, но и охватывает его потребительскую стоимость.
Таким образом, процесс измерения ожидаемого или
достигнутого уровня эффективности деятельности предприятия методологически
связан, прежде всего, с определением надлежащего критерия и формирования
соответствующей системы показателей.
Предприятия, оказывающие строительные и подрядные
работы, являются важной частью экономики страны. Поэтому, в условиях рыночной
экономики и конкурентной среды, необходим эффективный инструментарий анализа
эффективности его деятельности. Практика экономического анализа уже выработала основные правила чтения
(методику анализа) финансово - хозяйственной деятельности строительного
предприятия. Среди них можно выделить 6
основных методов:
- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой
позиции отчетности
строительного предприятия с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный)
анализ -
определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния
каждой позиции отчетности на результат в целом;
- трендовый
анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих
периодов и определение тренда,
т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С
помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно,
ведется перспективный прогнозный анализ;
- анализ относительных показателей (коэффициентов)
- расчет отношений между отдельными позициями отчёта или позициями разных
форм отчетности,
определение взаимосвязей показателей;
-
сравнительный (пространственный
анализ) - это
как внутри-хозяйственный анализ
сводных показателей отчетности по отдельным показателям
фирмы, дочерних фирм, подразделений,
цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
факторный анализ -
анализ влияния отдельных факторов
(причин) на результативный показатель с помощью
детерминированных приемов
исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель
дробят на составные части, так и
|