1.1. Анализ финансового состояния предприятия как
составная часть финансового анализа.
Результативность
управления предприятием в
значительной степени определяется уровнем
его организации и
качеством организационного
обеспечения. В системе информационного обеспечения большое
значение имеют бухгалтерские данные,
а отчетность становится
основным средством коммуникации,
обеспечивающим наиболее полное
представление информации о финансовом
состоянии предприятия. Но
на основе данных
бухгалтерского баланса весьма сложно
получить объективную оценку
финансового состояния
предприятия. Поэтому для
правдоподобной оценки финансового
состояния анализируемого
предприятия необходимо представить ряд
финансовых коэффициентов, которые
позволяют проследить динамику
изменения основных позиций, выявить
тенденции и спрогнозировать дальнейший ход событий.
Анализ финансовой отчетности – это процесс, целью
которого является оценка текущего
и прошлого финансового положения и результатов
деятельности предприятия,
при этом главной
целью является определение
оценок и предсказаний будущих
условий деятельности предприятия.[1]
Рыночная
экономика способствует не только усилению, но и качественному изменению роли
финансового анализа, который превращается в основной метод оценки финансового
состояния предприятия. Он позволяет выявить эффективность использования
ресурсов, оценить рентабельность и финансовую устойчивость хозяйствующего
субъекта, установить его положение на рынке, а также количественно измерить
степень рискованности деятельности и конкурентоспособность.
Основным (а в ряде случаев и единственным)
источником информации о финансовой деятельности делового партнера является
бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в
рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является
информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми
партнерами-пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами
анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в
деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей
относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.),
поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и
руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих
интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение
доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов
администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность
продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита;
потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие
своих капиталов и т.д. [2]
Вторая группа пользователей
финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не
заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать
первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты,
биржи, юристы, пресса, профсоюзы. Таким
образом, аудиторские фирмы проверяют соответствие данных отчетности
соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов; консультанты
используют отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или
иную компанию; биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в
отчетности, при регистрации соответствующих фирм, принимают решение о
приостановке деятельности какой-либо компании оценивают необходимость изменения
методов учета и составления отчетности;
|