1.2 Методы
управленческого консультирования
Под управленческим консультированием понимается профессиональная помощь со
стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и
управленческому персоналу различных организаций, заключающаяся в совместно
вырабатываемых решениях на основе анализа существующих проблем функционирования
и/или потенциала дальнейшего развития организаций. Руководству любой компании
приходится считаться с изменяющимися условиями ведения бизнеса [33, c. 21].
Консалтинговая деятельность - это сфера профессиональных услуг. Экспертный
характер такой помощи означает, что она проводится по заказу заинтересованного
руководителя и носит рекомендательный характер. Консультант помогает, способствует,
развивает, обучает и т.д. Консультант не принимает решения, он готовит,
рассчитывает альтернативы. Вся ответственность за принятие решения ложится на
руководителя организации. Преимущества консультирования перед обучением
заключаются в конкретно индивидуальном, "штучном" подходе.
Консультант разрабатывает и лает только то, что, по его мнению, необходимо
данной организации в данной ситуации. Управленческое консультирование связывает
науку об управлении с практикой управления: если исследовательские и проектные
организации предлагают типовые рекомендации, то консультант по управлению
"привязывает” их к специфике организации - клиента.
Преимущество консультантов по управлению перед управленцами состоит в
независимости и непредвзятости взглядов, в более широком кругозоре. Они
обладают обширной информацией в самых различных областях управления и
хозяйствования (в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления),
ориентируются на широкое изучение проблемы и перенос опыта других организаций
(в основном это касается внешних консультантов). Управленческое
консультирование проводят специалисты разных областей. Консультируют юристы,
экономисты, маркетологи, аналитики, психологи и социологи [35, c. 76].
Одними из новых на нашем рынке и
наиболее перспективных видов консалтинга являются аутсорсинг и "прокат
директоров”. Аутосорсинг (outsourcing) основан на полной или частичной передаче
рутинных функций предприятия (например, таких, как бухгалтерские расчеты,
расчет налогов, управление персоналом и т.п.) консалтинговой фирме с целью
сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач.
"Прокат директоров” используется при временном отсутствии руководства или
недавнем увольнении. Организационное развитие и делопроизводство или
администрирование, хотя и являются отдельными видами консалтинга, мы отнесли к
управленческому консультированию [20, c. 32].
Такие услуги, как управление
корпоративными финансами и управленческий учет также являются относительно
новыми и при переходе на западные стандарты управления финансовыми ресурсами
весьма актуальны. Основной целью создания системы управленческой отчетности
является обеспечение менеджеров предприятия своевременной и необходимой
информацией для принятия эффективных управленческих решений. В основе реализации
практически всех услуг лежит анализ существующих и ожидаемых финансовых потоков
предприятия. Наиболее эффективной и рекомендуемой методикой является
адаптированный к российским условиям эффективный инструментарий "Business
Toolkits", подготовленный группой зарубежных компаний, среди которых можно
отметить Arthur Andersen, Carana CoERPoration, Deloitte Touche Tohmatsu
International, а также специалистами Международного Корпуса Экспертов
(International Executive Service CoERPs).
Объектом консультирования для управленческих
консультантов всегда выступает первое лицо организации (управленец) со всеми
его проблемами – финансовыми, кадровыми, социальными и пр. Консультанты по
вопросам управления могут быть разделены как минимум на две группы: специалисты
и
|