1.2 Необходимость государственного
регулирования монополий, его инструменты
В современной экономической теории и практике сложились две основные
группы методов регулирования естественных монополий: ценовые и неценовые
методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования
естественных монополий, поскольку были разработаны и внедрялись в практическую
жизнь активнее, чем неценовые, и воспринимались как более адекватные рынку.
Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм
ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с
ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают
им.
Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов
регулирования. К основным ценовым методам относятся следующие: установление цен
(тарифов) или их предельных уровней, регулирование нормы прибыли, блочные
тарифы, ценовое регулирование при ограниченной мощности, «эффективное»
ценообразование, «справедливое» ценообразование.
К неценовым методам регулирования естественных монополий следует
отнести следующие: стандартизация и сертификация продукции естественных
монополистов, обязательный аудит, выделение естественно-монопольного сегмента,
ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и
естественно- монопольного сегментов в рамках одной компании, организация торгов
за франшизу (франчайзинг), обязательное обслуживание определенных групп
потребителей, ограничение на покупку акций предприятий - естественных
монополистов, неформальные методы.
Основной причиной для разработки неценовых методов регулирования
послужило несовершенство ценовых методов регулирования. Неценовые методы
регулирования естественных монополий воздействуют не на цену реализуемой
монополистом продукции, а на производственный цикл и условия ведения
хозяйственной деятельности. Посредством неценовых методов формируются
определенные условия, в которых монополист способен извлекать прибыль от
ведения хозяйственной деятельности, не завышая цены или устанавливая их уровень
на оптимальном для общества значении.
Исходя из необходимости государственного регулирования естественных
монополий и недостатков ценовых методов регулирования, можно выделить следующие
причины происхождения неценовых методов регулирования.
Способность перестраивать
экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста. Неценовые методы
перестраивают структуру монополиста, переориентируя его на иные цели, но
сохраняя при этом его экономическую самостоятельность и рентабельность.
Переориентация монополиста на иные хозяйственные цели происходит путем создания
новых правил работы (игры), при которых монополисту выгодно самому, без участия
регулирующих органов повышать качество продукта, оптимизировать производство и
финансовые потоки. Разумеется, на внедрение в экономическую практику новых
правил работы (игры) может повлиять только совокупность методов неценового
регулирования.
Повышение
качества продукта и услуг.
В настоящий момент трудно оценить качество товара и услуг монополиста,
поскольку не существует единой системы оценки, как для промышленных, так и для
частных потребителей. Отсутствуют, не считая технических параметров, критерии
оценки качества горячей и холодной воды для потребителей, ее химический состав
и
|