Введение В масштабе всей экономики на первый план выступает анализ равновесия между доходами и расходами общества. В макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным предложением (созданным ВВП или национальным доходом) и совокупным спросом (использованным ВВП или национальным доходом). Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны. Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов. Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается? Для такого ответа нужно объединить – или агрегировать – все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства. Актуальность данной темы заключается в том, что рассмотрение совокупного спроса и совокупного предложения дает нам более точную характеристику развития рынка в масштабе всей страны и безусловной необходимостью является правильная расстановка акцентов в данном, одном из ключевых вопросов экономической теории применительно к программам по выходу из экономического кризиса. Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие экономического равновесия рассмотрев «совокупный спрос», «совокупное предложение», а также изучить равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Решение поставленной цели, добьемся путем решения следующих задач: 1. Раскрыть понятия «совокупного спроса», «совокупного предложения»; 2. Изучить графики кривой совокупного спроса и совокупного предложения; 3. Рассмотреть влияние и зависимость совокупного спроса от совокупного предложения; 4. Показать взаимозависимость потребления, сбережений и инвестиций и показать роль в экономическом равновесии. При выполнении курсовой использовались монографии, литература, журнальные и газетные статьи. 1. Сущность совокупного спроса и совокупного предложения. 1.1. Совокупный спрос и его структура
Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем, его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это то количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях). Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
|