Введение Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами. Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность страны; конкурентоспособность отрасли; конкурентоспособность товаропроизводителя; конкурентоспособность товара. Конкуренция (от латинского – сталкиваться) – это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление. Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества. Именно этим обусловлена актуальность темы курсовой работы. Целью данной курсовой работы является определение места конкурентных и неконкурентных рынков в современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. определить понятие и сущность конкуренции; 2. проанализировать причины возникновения монополии и необходимость государственного антимонопольного регулирования; 3. провести исследования уровня конкурентной среды в российской экономике; 4. рассмотреть деятельность Правительства РФ по повышению уровня развития конкуренции в современных условиях. Методологической основой исследования являлись учебники и учебные пособия по экономической теории. Практической основой исследования были статьи современных авторов в экономических газетах и журналах. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 1 Конкурентные и неконкурентные рынки в современной экономике 1.1 Конкуренция и ее основные виды Огромное количество исследований, трудов ведущих экономистов мира и практика рынка убедительно доказали основополагающее значение конкуренции. Оно является ключевым в теории рыночных отношений, так как обуславливает их основную сущность. Само понятие рыночного хозяйства рассматривается как конкурентная экономика. Именно конкуренция определяет основные параметры его развития. В общем смысле, удаляя неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция определяет направленность развития производства и выступает в качестве механизма регулирования отраслевых пропорций. Задавая критерии эффективности, она является не только методом экономического контроля, но и способом стимулирования к непрерывному совершенствованию. В целом объекты конкуренции представляют собой явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба. В наиболее общем виде их можно определить как потребительский спрос (как способ увеличения прибыли), факторы производства и власть. Потребитель имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке, делая выбор в пользу товара одного из нескольких производителей. Субъекты конкуренции - лица и группы лиц, ведущие борьбу за объекты конкуренции. Первичными субъектами конкуренции можно считать потребителей, предприятия и организации. Остальные субъекты (кластеры, отрасли, регионы, страны) являются в той или иной степени производными от первичных субъектов [1, c. 28]. Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых субъекты конкуренции стремятся завоевать признание и привлечь деньги потребителя. Это удовлетворение определённой потребности. В данном случае действуют все те, кто может удовлетворить данную потребность товаром, услугой, либо трансформировать её в какую-то иную потребность или вообще исключить её из жизнедеятельности потребителя. Разделение «предмета» и «объекта» определяет в конкурентной борьбе не одну, а две сферы воздействия. Товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) - с другой, таким образом, появляются различные методы конкурентной борьбы и различное их влияние.
|