Рассмотрим существующие в экономической литературе подходы к
определению диагностики финансового состояния фирмы.
Содержание и
основная целевая установка диагностики финансового состояния – это оценка
финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности
функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой
политики.
Ковалев В.В. дает
следующее определение: диагностика финансового состояние хозяйствующего
субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е.
платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и
капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими
субъектами. [ 18, стр. 15]
Борисов
А.Б. под диагностикой финансового состояния фирмы понимает: своевременный экономический анализ результатов деятельности фирмы, при
котором комплексно оценивается ее соответствие целям и задачам, стоящим на
данном этапе перед предприятием. Является необходимым элементом управления.
Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени
экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление
продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество
производимого продукта. В ходе диагностики выявляются причины и возможные
последствия наблюдаемых, изучаемых факторов. [6, стр. 8]
Лисовский
А.Г. под понятием финансовая диагностика подразумевает определение показателей,
дающих картину финансового состояния фирмы, его прибылей и убытков, изменений в
структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами на основе
имеющейся бухгалтерской документации. [21, стр. 20]
Райзберг
Б. А. трактует данное определение: диагностика финансового
состояния фирмы – это одна из ветвей экономического анализа, связанная
с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности фирм, фирм,
домашних хозяйств. [28, стр. 27]
Глазов
М.М. трактует диагностику фирмы как учение о методах и принципах распознавания
дисфункций и постановке диагноза. Он определяет диагностику фирмы как процесс
постановки диагноза анализируемому объекту в целях повышения эффективности
функционирования, повышения его жизнеспособности в условиях свободной
конкуренции, свободного, нерегулируемого рынка. [12, с. 13].
Буряковский
В.В. понимает под определением диагностики финансового состояния фирмы
следующее: это процесс исследования финансового состояния и основных
результатов финансовой деятельности фирмы с целью выявления резервов
дальнейшего повышения его рыночной стоимости. [8, стр. 22]
На мой взгляд, все вышеперечисленные определения диагностики
финансового состояния не отражают данное понятие в полной мере. В связи с этим
дадим авторское определение диагностики финансового состояния фирмы: это процесс распознавания
диспропорций и оценки особенностей функционирования фирмы, включающий
целенаправленное исследование, анализ полученных результатов и их обобщение, а
также нахождение путей устранения существующих диспропорций.
Существует
несколько видов экономической диагностики:
Первый вид – это разделение по времени проведения:
а) предварительная диагностика. Предварительная диагностика проводится еще до
заключения договора между консультационной фирмой и предприятием. Ее целью
является выяснение проблем, выявление «узких мест» функционирования
существующей финансовой системы и составление
программы будущей работы.
б) текущая диагностика. Она проводится в течение всего времени исследования,
направленного на разрешение той или иной проблемы.
Второй вид – это разделение по
способам проведения:
а) с привлечением только сотрудников организации;
б) с привлечение внешних консультантов без участия работников фирмы; совместное
участие внешних консультантов и работников фирмы.
Считается,
что оптимальным является третий вариант проведения диагностического
исследования. Это связано с тем, что в первом
случае, сотрудники фирмы не обладают ни административной, ни финансовой, ни
эмоциональной независимостью и поэтому не могут объективно определить проблему
и найти оптимальные пути ее решения. Во втором варианте в процессе диагностики
участвуют только внешние консультанты, и поэтому не происходит обучение
сотрудников клиента методам исследования, применяемым консультантами. В связи с
тем, что по нашему мнению, процесс обучения является одной из важных задач
проведения исследования, этот вариант диагностики нельзя считать оптимальным.
Поэтому мы считаем, что наиболее приемлемым является совместное сотрудничество
консультанта и клиента.
Третий вид – это разделение по
применяемым методам:
а) активная диагностика. В этом случае применяются активные методы, например,
деловые игры, мозговая атака и др.
б) пассивная диагностика. При этом применяются такие методы как анкетирование,
метод экспертных оценок, наблюдение и др.
Четвертый вид – это
разделение по целям консультирования:
а) практическая диагностика. Она проводится для конкретного фирмы с целью нахождение
путей повышения эффективности его функционирования.
б) учебная диагностика. Эта диагностика осуществляется для обучения
консультантов и работников фирм.
|