Анализ
стратегической позиции предприятия (стратегический анализ, анализ стратегического
портфеля анализ стратегического набора) - это выявление специфических зон
хозяйствования, их взаимосвязи, окружения и других важных характеристик.
Каждое
предприятие осуществляет производственную хозяйственную деятельность в
различных сегментах экономического пространства. Сегменты окружения
предприятия, на которое оно имеет выход или планирует его получить, называются
стратегическими зонами хозяйствования. Совокупность различных стратегических
зон хозяйствования образует стратегический портфель предприятия. Размещение
ресурсов по стратегическим зонам хозяйствования, их взаимосвязь между собой и
внешним окружением определяют стратегическую позицию компаний.
Анализ
стратегической позиции предприятия включает несколько этапов:
-
анализ внутренней среды предприятия;
-
анализ внешней среды предприятия;
-
обобщение результатов анализа внутренней и внешней среды предприятия в виде
матрицы SWOT – анализа с формированием проблемных полей для предприятия.
Оценку
внутренней среды предприятия проведем с помощью модели МакКинси «7С».
Название
происходит от 7 факторов (семи слов, начинающихся с буквы «с»), к которым
относятся: стратегия (strategy); сумма навыков (skills); совместные ценности
(shared values); структура управления (structure); системы (system); сотрудники
предприятия (staff); стиль (style).
МакКинси
«7С» не предлагает готовых вариантов стратегии, а является скорее хорошим
способом осмысления основных внутренних факторов организации, оказывающих
влияние на ее будущее. К этим факторам относятся: стратегия, сумма навыков,
совместные ценности, структура организации, система, сотрудники фирмы, стиль.
Взаимосвязь основных факторов развития показана на рис. 1.7.
Рисунок
1.7 - Модель «7С»
Модель
«7С», во-первых, показывает важность учета при определении стратегии качества
работы и квалификации сотрудников, т.е. навыков и совместных ценностей,
выражающих человеческие отношения и личные потребности работников, имея в виду
организационную культуру предприятия; во-вторых, модель устанавливает
зависимость навыков и совместных ценностей от таких факторов, как:
- структура (организационные схемы, иерархия в
организации, положения и инструкции, правила и т.п.);
- система (потоки работ на предприятии, порядок
и процесс их выполнения, учет и контроль);
- сотрудники (определение необходимого
предприятию штата работников —количество, профессии, квалификационный, культурный
уровень, профессиональная пригодность и пр.);
- стиль (личный стиль руководства и характер
поведения всех работников предприятия).
Рассмотрим
модель «7С» применительно к Заводу специальной техники ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Миссия
общества с ограниченной ответственностью Завод специальной техники ООО «ЧТЗ – Уралтрак».
Мы
все объединены общей целью:
«Сделать
Завод специальной техники ООО «ЧТЗ – Уралтрак» образцовым предприятием.
Стать
главным производителем тракторной техники в России и странах ближнего
зарубежья.
Обеспечить
своих потребителей конкурентоспособной продукцией по доступной цене.
Гарантировать
высокое качество жизни каждого работника.
|