В современных условиях
основными факторами конкурентоспособности любой организации стали:
обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень ее мотивации;
организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность
использования персонала. Сегодня основное внимание управления персоналом
сосредоточено на формировании планов по
труду, выработке политики найма, поддержании рабочей атмосферы на производстве,
содействии руководителям в подборе, развитии и высвобождении кадров. В центре
внимания - проблемы занятости и справедливой оплаты труда, гибких социальных
выплат и режимов труда, активного вовлечения
работников в планирование карьеры, их обучения на всех стадиях служебного
роста. Сущность управления персоналом заключается в том, что люди рассматриваются
как конкурентное богатство компании, которое надо размещать, развивать,
мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь ее стратегических целей.
Организация заработной платы
в экономических формациях, основанных на многообразии форм собственности и
отношениях найма работодателями (предпринимателями) работников, предполагает
два основных уровня отношений между работниками и работодателями [2, c. 69].
Первый уровень - это их
взаимодействие на рынке труда, где определяется цена функционирующей рабочей
силы (ставка заработной платы). Второй уровень взаимодействия работников и
работодателей - это взаимодействие внутри предприятия. Чтобы способности
работников были реализованы, а труд их был
эффективным, то есть чтобы работодатель и работник получали то, на что
каждый из них рассчитывает, их работа на предприятии должна быть организована
определенным образом, а между ценой рабочей силы (трудовой услуги) и
показателями, характеризующими эффективность деятельности работника, должна
быть установлена определенная взаимосвязь, которая и является предметом
организации заработной платы на предприятии.
Для каждого работника,
исходя из технических, организационных и экономических условий деятельности
предприятия, а также с учетом сложившихся в обществе научно обоснованных
представлений о социальных и физиологических требованиях к интенсивности труда
работников, должны быть доведены нормы трудовой деятельности (трудовые
обязанности), устанавливающие конкретные количественные и качественные
параметры его деятельности. Для каждого работника, исходя из цены его рабочей
силы (трудовой услуги) и норм труда, должна быть также установлена
количественная взаимосвязь между степенью выполнения норм труда (трудовых
обязанностей), то есть фактическими результатами труда, и уровнем оплаты труда
работника. Иными словами, каждая единица количественного измерения нормы труда
должна получить денежную оценку, исходя из цены рабочей силы. Более того,
каждый работник и работодатель должны также договориться между собой и об оплате
за труд, превышающий установленные нормы труда (трудовые обязанности).
Эти вопросы чаще всего
являются предметом переговоров между работниками и работодателями и определяют
сферу действия внутреннего рынка труда предприятия. В ходе этих переговоров
устанавливается взаимосвязь между оплатой труда и степенью перевыполнения норм
труда (в тех случаях, когда это необходимо работодателю и подходит работникам).
Различные варианты взаимосвязи между уровнями выполнения и перевыполнения норм труда и уровнем оплаты труда
работников и представляют собой системы заработной платы.
Таким образом, под системой
оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между показателями,
характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником
заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами
труда (относительно норм) и ценой его
рабочей силы, согласованной между работником и работодателем[1].
Разработка и контроль за системой оплаты труда
представляет собой наиболее сложную задачу для руководителей организации в
рамках решения комплексной проблемы управления персоналом. В единой политике
управления человеческими ресурсами данная проблема содержит
|