ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА ОРГАНИЗАЦИЯМИ
КУЛЬТУРЫ
1.1
Сотрудничество
бизнеса с организациями культуры в контексте формирования социальной
ответственности
Принципиальными
характеристиками предпринимательской деятельности являются: принятие
предпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получение
прибыли. Принятие риска напрямую означает ответственность предпринимателя за
ведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, за
предоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдение
законов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и
государством. Однако, несоблюдение законодательства, уход от налогов,
некачественная продукция, плохие условия труда – это реалии наших дней.
Тема социальной
ответственности бизнеса неразрывно связана с задачами построения в России
институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи (Аганбегян
А.Г., Карпухина Е.А., Еремеев О.В.) [ ] – отмечают, что в России есть тенденция завершения
стадии первоначального накопления капитала. Практика многих предприятий
показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние
становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и
роста производства.
Социальная
ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия
и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает
соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности
сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности
позволит совершить коренные изменения в сложной социально-экономической
ситуации, в которой находится сейчас Россия.
Прежде всего, отметим,
что ответственность – это отношение
зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего
основания для принятия решений и совершения действий. Также ответственность –
категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу
(человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего
нравственного долга и правовых норм [8, с. 403].
Как показывает
исторический опыт, на ранней стадии свободного предпринимательства капитализм
требует от людей проявления ряда положительных качеств – инициативы, готовности
идти на риск. Все это сопряжено с глубинными изменениями морального сознания,
образованием нового типа личности.
Таким образом, социальная
ответственность – это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он
функционирует. Выделяют четыре основных подхода к определению ответственности
бизнеса:
1) Любые действия в
рамках юридической законности считаются социально ответственными – "В
бизнесе нет места этике". Так, Ненси Рэнкен в своей работе "Мораль и
бизнес" выдвигает тезис о том, что бизнесмена нельзя рассматривать в
качестве морального субъекта, поскольку любой бизнесмен озабочен проблемами
выживания, роста и прибыли и не способен к альтруистическим поступкам [5].
2) Другую позицию можно
охарактеризовать девизом: "Максимальная
прибыль – единственная обязанность бизнеса". Сторонники этой позиции утверждают, что они
могут преступить закон, чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение
прибыли.
Указанную позицию очень
ясно изложил Милтон Фридман: "В
системе частной собственности... менеджер фактически является служащим,
работающим по найму у владельцев бизнеса. Он ответственен непосредственно перед
своими нанимателями, и ответственность его заключается в том, чтобы вести дело
в соответствии с их пожеланиями. Пожелания же нанимателей, в общем, сводятся к
требованию делать как можно больше денег, приспосабливаясь к воплощенным в
законах и этических традициях базовым нормам общества" [9, с. 38].
Таким образом, сторонники
этого направления сводят социальную ответственность к профессиональной
ответственности, которая диктуется нормами взаимодействия профессионала и
нанимателя. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально
ответственными.
3) Сторонники третьей позиции допускают, что в бизнесе есть место
социальной ответственности, но понимают ее как инструмент или условие, которое
менеджеры используют для достижения целей корпорации в
|