Условия
хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере
культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов.
Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы
субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые
ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой – организаторы и
создатели культурных ценностей, а также
внутренних закономерностей
развития культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо
определить совместимость этих целей, задач и технологий с системой
экономических отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных
ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования
(их форм, типов, образцов).
Развитие
организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае
детерминировано двумя крупными группами факторов – внешней и
внутренней средой.
Первая группа
факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить
их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов
определяется творческой и экономической
тенденциями развития самой организации. Следовательно, вся совокупность
социально-экономических условий составляет внешнюю среду, в которой
функционирует организация культуры, а
все творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее
культурных проектов – внутреннюю среду.
Выделим
основные группы факторов внешней и внутренней среды.
1.
Факторы внешней среды.
1.1.
Уровень дохода населения и платежеспособного спроса на
культурные блага и услуги.
1.2.
Ограничения, возникшие в ходе предшествующих
преобразований организации.
1.3.
Существующая правовая регламентация
организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование,
авторские и смежные права и т.д.).
1.4.
Источники поступления финансовых средств, условия их
получения, использования и отчетность, в том числе
-
бюджетозаменяющие источники (от продажи табачной и
алкогольной продукции, аудиовизуального оборудования, материалов и т.д., а
также казино;
-
возможность вовлечения культурного наследия и
культурных ценностей в экономический оборот;
-
встречные дотации (взаимодействие бюджетов разных
уровней).
1.5.
Глобализация и ее последствия:
-
степень и уровень зависимости от зарубежной
конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов и технологий;
-
степень интегрированности в международный культурный
рынок и экспортные возможности;
-
государственная защита отечественного производителя.
2.
Факторы внутренней среды.
2.1.
Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых
для реализации культурных проектов.
2.2.
Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских
творческих и технических кадров.
2.3.
Наличие оборудования, технологий, производственных
помещений.
2.4.
Организационный уровень.
2.5.
Уровень организационно-экономических партнерских
связей, специализации и кооперирования.
2.6.
Эффективность использования своевременных рыночных
инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.
2.7.
Эффективность использования ресурсов.
2.8.
Эффективность материального стимулирования персонала.
2.9.
Использование кредитных ресурсов.
Внутренняя логика развития организации диктует некоторые правила
управления творческими и экономическими процессами, которые могут совпадать или
не совпадать с внешними условиями. Проблемы определения границ, принципов и
методов взаимодействия внешней и внутренней среды из теоретических становятся
практической проблемой функционирования организации культуры во всех случаях,
когда необходимо применять любое
|