1. Теоретические
и методологические аспекты потребительского кредитования
1.1 Сущность и основные принципы
потребительского кредитования
Современные экономисты
исследуют понятие «кредит» как экономическую категорию. Кредит представляет
собой временную передачу (заимствование) ценностей. Как справедливо отмечено в
учебнике, Кредит как экономическую категорию следует, прежде всего,
рассматривать как определенный вид общественных отношений[7].
Н.Г. Антонов и М.А.
Пессель подходят к изучению кредита в более широком смысле, считая, что «...и с
юридической, и с экономической точек зрения - кредит - это сделка, договор
между юридическими или физическими лицами...»[6, c. 145]. По своему содержанию сделка,
договор есть действие, соглашение, направленное на установление, изменение или
прекращение отношений юридических или физических лиц. Подобная трактовка
кредита не противоречит вышеприведенному высказыванию. Однако определение
кредита через понятия «сделка» и «договор» носит скорее юридический, нежели
экономический характер.
Таким образом,
современная экономическая наука изучает кредит с точки зрения общественных
отношений между различными субъектами. Для раскрытия содержания кредита как
экономической категории рассмотрим основные элементы его структуры.
Потребительский кредит - форма
кредита, при которой заемщиками являются физические лица, а кредиторами —
кредитные учреждения, предприятия и организации. Служит средством
удовлетворения потребительских нужд населения, с последующим возвращением
долга, может носить как денежную, так и товарную форму. То есть, в сущности,
здесь говорится о предоставлении на определенных условиях физическим лицам
ссуды для
приобретения товаров или услуг, а
также о продаже самих товаров в рассрочку. Сущность такого банковского продукта
- кредитование конечного потребления. Потребительский кредит дает возможность населению потреблять
товары и услуги до того, как потребители способны их оплатить. Тем самым
потребительский кредит обеспечивает повышение жизненного уровня потребителей. В
макроэкономическом плане потребительский кредит увеличивает совокупный
платежеспособный спрос на предметы потребления и услуги, что стимулирует
расширение объемов их производства.
Главными параметрами потребительского
кредита являются:
1) доступность кредита
2) величина процентной ставки
3) сроки предоставления и
погашения
4) способность заемщика
вернуть кредит.
В кредитной сделке
субъекты отношений представлены в качестве кредитора и заемщика, которые
являются юридически самостоятельными лицами.
Кредитор - субъект
кредитных отношений, предоставляющий ссуду, заем. Кредитующая сторона
предоставляет второй стороне некий объект на возвратной основе на определенных
условиях.
Заемщик - субъект
кредитных отношений, получающий ссуду, заем. Заемщик принимает на себя ряд
обязательств, связанных с получением и последующим возвратом кредита, и
находится в зависимости от заимодавца.
Отношения, возникающие
между кредитором и заемщиком, строятся на их взаимном экономическом интересе
друг к другу. Представляя разные стороны кредитных отношений, кредитор и
заемщик преследуют каждый свою собственную цель - предоставить кредит и
получить прибыль или, соответственно, взять кредит и извлечь для себя выгоду.
Однако, вступая в кредитную сделку, они «...демонстрируют единство своих целей,
единство своих интересов»[7, c.158]. Участники кредитных отношений также имеют определенные
обязательства и несут ответственность друг перед другом.
В силу специфики сферы
конечного потребления возникает необходимость вхождения в отношения
потребительского кредитования такого субъекта как торговые организации,
осуществляющие посредническую деятельность по купле-продаже товаров и
предоставлении услуг. Потребительский кредит является формой помощи торговым
заведениям в продаже товаров. При этом
каждая торговая организация должна найти оптимальное сочетание прямых продаж
товаров за деньги (наличными
или по безналичному расчету) и продажи в рассрочку.
Следует заметить, что
существуют различия во взглядах экономистов на характер отношений, возникающих
по поводу предоставления и обслуживания кредита.
Ряд экономистов придерживается мнения, что кредитные отношения являются
частью денежных отношений, а кредит выступает как форма движения ссудного фонда
(капитала). Так, Н.Г. Антонов и М.А. Пессель отмечают, что в кредитной сделке
«один из партнеров (ссудодатель, кредитор) предоставляет
|