Глава 1. Теоретические
аспекты анализа рентабельности деятельности предприятия
1.1. Понятие рентабельности деятельности предприятия
Рентабельность занимает важное место в системе экономических
категорий. Так, например, она является непременным условием индивидуального
расширенного воспроизводства и воспроизводства в масштабе всего общества.
Необходимость исследования такой категории как рентабельность обуславливается
потребностью и тории, и хозяйственной практики. В экономической науке до сих
пор существует определенный стереотип, согласно которому рентабельность
причисляется к локальной категории, что не позволяет использовать эту категорию
в масштабе всего общественного воспроизводства.
Рентабельность –
это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве
прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от
реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат
могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов,
выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала
и т.д.
Предприятие считается
рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно
покрывает все свои издержки и получает прибыль. По этому в широком смысле слова
понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение
рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое
содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень
рентабельности, как правило изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном
направлении.
В течении производственного
цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов (рис. 1.1). Их можно
разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность
предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные
и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних
факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели
эффективности от внешнего воздействия.
Рассмотрим сначала факторы,
непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в
зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е. внутренние факторы. Их можно разделить на
производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия,
и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с
производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
Внепроизводственные факторы
включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и
полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием,
их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и
т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда
отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за
собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не
точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые
органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты
деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и
социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность
предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие,
деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
|