Внутренний контроль
является одной из функций управления, - представляет собой систему постоянного
наблюдения и проверки функционирования организации в целях обоснованности и
эффективности принятых управленческих решений, выявление отклонений и
неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для
принятия решений по управлению рисками и их устранению. Дракер (Drucker, 1964) объясняет разницу между
сущностью терминов «контроль» и «управление». «Если выразить основную идею этих
понятий предельно сжато, то контроль - это измерение и информация, а управление
– действие. Другими словами, целью контроля является выявление происходящего, а
целью управления – обеспечение того, чтобы выполняемая работа соответствовала
первоначальным планам, поэтому «контроль» позволяет получить информацию на
основе которой осуществляется «управление», т.е. принимаются соответствующие
действия» [19].
Французская национальная
компания бухгалтеров-ревизоров дает следующее определение внутреннего контроля:
Внутренний контроль – это комплекс мер, определяемых руководством в целях
обеспечения: защиты имущества, правильности и достоверности бухгалтерских
записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия
принимаемых решений политике руководства.
Российские стандарты
аудиторской деятельности понимают под системой внутреннего контроля
«совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых
руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и
эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает
организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и
проверку соблюдения требований законодательства, точности и полноты
документации бухгалтерского учета, предотвращения ошибок и искажений,
исполнения приказов и распоряжений, обеспечения сохранности имущества
организаций.
Основные задачи
внутреннего контроля – защита имущества, поддержание высокого уровня рентабельности
и эффективности функционирования.
Система внутреннего
контроля имеет ряд ограничений [20]:
1) ошибки в применении контрольных процедур
могут быть вызваны непониманием соответствующих инструкций, неверной оценкой
ситуации, небрежностью персонала, усталостью,
2) Ни одна система
внутреннего контроля не может гарантировать эффективное ведение бухгалтерского
учета, полноты и точность финансовой информации, и также предотвращение
мошенничества в результате сговора,
3) внутренний контроль,
построенный по принципу разделения обязанностей, может быть нейтрализован путем
сговора между исполнителями.
Надлежащим образом организованная система внутреннего
контроля (административного и финансового) должна с достаточной степенью
надежностью удостоверить как минимум следующее:
доступ сотрудников
организации к имуществу, денежным средствам, к осуществлению операций по счетам
разрешается только в строгом соответствии с надлежащим образом оформленными
полномочиями сотрудников;
отражение операций в
учете в соответствии с требованиями законодательства. Данные учета должны
реально отражать состояние активов и пассивов организации и обеспечивать
составление отчетности;
данные учета и отчетности надлежащим образом подтверждаются как с точки
зрения их охвата, так и с позиции периодичности проверок
|