Социальное
обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в
жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики
и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда
и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры
формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения
в нашем государстве. Формы и виды помощи могут быть самыми разнообразными.
Исходя из этого в науке сложились две основные концепции содержания этого
понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали
в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных
фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, средне специальное и высшее
образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий),
бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды
пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также
различного рода льготы для отдельных категорий граждан. Представители правовой
концепции считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а
лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой государства.
При советской власти социальное обеспечение сначала
распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на
членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей.
В
первые годы советской власти сформировалась теория социальных рисков.
Представителями этой теории были В.М.Догадов, Н.А.Вигдорчик, Н.А.Семашко.
В. Дурдневский предложил ограничить пределы социального
обеспечения строгой целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна
быть помощь общества в «развитии и охранения человека».
До 1 января 2001 года
правовое регулирование порядка исчисления и уплаты взносов, поступающих в
государственные внебюджетные фонды, осуществлялось на основе многочисленных
нормативных актов, которые были приняты в разное время и отличались по своей
юридической силе. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской
Федерации и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах,
связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации» запрет на взимание налогов и сборов, не установленных ст. 19—21
Закона РФ от 27.11.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации», не распространяется на обязательные взносы во внебюджетные социальные
фонды Российской Федерации, поскольку обязанность уплаты вышеуказанных взносов
установлена не Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,
а специальными актами законодательства.
Перечень законодательных и иных правовых актов, в соответствии с
которыми в 1998— 2000 годах производилась уплата страховых взносов, приведен в
приложении к Методическим указаниям о порядке взыскания задолженности
плательщиков по страховым взносам в государственные
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации:
Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - C. 34.
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской
Федерации: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. –
С. 40.
|