1. Теоретические и исторические аспекты рынка ценных бумаг.
1.1. Теоретические основы рынка ценных бумаг
Рынок ценных
бумаг - это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд),
где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором
рыночной экономики и главным ее финансовым рычагом.
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность
экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных
бумаг.
В этом смысле понятие
рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка
любого другого товара, например нефти.
С точки зрения товарного
хозяйства рынок ценных бумаг, с одной стороны, подобен рынку любого другого
товара, ибо ценная бумага —это тоже товар, а с другой — имеет особенности,
связанные со спецификой своего товара — ценных бумаг.
Первое различие между
рынком ценных бумаг и рынком товаров как материальных благ (работ, услуг)
состоит в объекте и объеме рынка. У них разные объекты рынка: ценная бумага или
материальный товар. Объем рынка ценных бумаг намного больше объема рынка
материальных благ и потенциально не имеет предела.
Второе различие — способ
образования рынка. Товар как материальный объект должен быть произведен или
добыт в процессе трудовой деятельности человека. Ценная бумага выпускается в
обращение; раньше для этого надо было хотя бы напечатать бланки самой ценной
бумаги, а теперь достаточно зарегистрировать всех владельцев в специальном
реестре.
Третье различие между
этими рынками — значимость процесса обращения. Целью производства материального
товара является его производительное или личное потребление. Процесс обращения
необходим, чтобы доставить товар от производителя к потребителю. Число стадий
обращения товара ограничено, и чем их меньше, тем лучше. Ценная бумага существует
только в процессе обращения. Количество актов перехода ее из рук в руки ничем
не ограничено и потенциально бесконечно. Скорость обращения ценной бумаги —
важнейший показатель ее «качества». Прекращение процесса обращения означает
«смерть» для ценной бумаги.
Четвертое различие
отражает субординацию сравниваемых рынков. Поскольку материальное товарное
производство — основа человеческого существования, постольку рынок материальных
товаров первичен по отношению к рынку ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг,
отличаясь от рынка денег (валют, банковских ссуд и депозитов) своим объектом,
очень сходен с ним способом образования, и значимостью процесса обращения.
Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут
выполнять функции платежно-расчетных средств (например, векселя, чеки).
Рынок ценных
бумаг - совокупность экономических отношений между его участниками по поводу
выпуска и обращения ценных бумаг. Он является важной составной частью рынка
страны. Взаимосвязь рынка ценных бумаг с другими видами рынков показана на
рисунке 1.1. Ценные бумаги, в основе которых лежат деньги как капитал и которые
опосредуют отношения, связанные с движением денежного капитала, образуют
фондовый рынок, как часть рынка ценных бумаг. Ценные бумаги, опосредующие
товарные отношения, формируют рынок товарных ценных бумаг, являющийся второй
составной частью рынка ценных бумаг. Причиной появления этих ценных бумаг
являются операции движения физического товара (услуг). Разные площади
гpафического изобpажения указанных сегментов pынка ценных бумаг на pисунке 1.1
отpажают их пpимеpное соотношение. В отечественной литературе фондовый рынок и
рынок ценных бумаг выступают синонимами в виду небольшого размера рынка
товарных ценных бумаг.
Рис. 1.1.
Взаимосвязь рынка ценных бумаг с другими видами рынков.
Основной задачей рынка
ценных бумаг РФ является обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения
инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и
зарубежных инвестиций , формирования необходимых условий для стимулирования
накоплений и трансформации сбережений в инвестиции. Рынок ценных бумаг создает
возможности для объединения заемщиков капитала и инвесторов. В результате
формируется система, через которую
Балабанов И.Т. Основы финансового
менеджмента: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и
статистика, 2002. – 528 с.
|