Глава 1. Место факторинга в национальной
и мировой экономике в начале 21 века
1.1. Трансформация принципов и
правовых основ регулирования рынка
факторинговых услуг в последние годы
Факторинговые услуги —
одна из наиболее молодых, но уже неотъемлемых составляющих финансового рынка в
России. Относительная молодость, а также недостаточная освещенность в
отечественной литературе обусловливают необходимость продолжения исследований и
дополнительной методической поддержки факторинговой деятельности.
Факторинг, как и многие
другие финансовые инструменты, пришел в Россию с Запада. В современном
понимании он представляет собой комплексную финансовую услугу, означающую
краткосрочное финансирование под переуступку дебиторской задолженности фактору
— банку или факторинговой компании — в целях ускорения оборачиваемости активов
и во избежание появления сомнительных долгов.
Рисунок 1. Схема факторинга
В совокупности проблем,
связанных с факторингом, наиболее отработанной областью на сегодняшний день
является его трактовка. Авторы приводят множество определений этого понятия и в
них нет принципиальных расхождений в понимании сущности факторинга. Авторы лишь
делают акценты на различных принципиальных особенностях этой финансовой услуги.
Обобщая существующий понятийный аппарат, выделим ключевые признаки факторинга
как финансовой услуги, отличающие его от множества других услуг и операций
финансового рынка:
·
рефинансирование
товарного кредита: факторинг представляет собой операцию по кредитованию
клиента под переуступку неоплаченных долговых требований — дебиторской
задолженности, возникшей в результате коммерческого кредитования;
·
краткосрочный
характер кредитования: при максимально возможной отсрочке платежа 180 дней при
факторинге срок финансирования клиента, как правило, не превышает 90 дней;
·
управленческий
характер услуг: факторинг — активная финансовая операция, предполагающая управление
дебиторской задолженностью клиента;
·
двойное
инфраструктурное назначение: представляя собой финансовую разновидность
торгово-комиссионной операции, факторинг является элементом инфраструктуры
товарного и финансового рынков одновременно;
·
ориентация
на юридических лиц: факторинг предполагает финансовое обслуживание
хозяйствующих субъектов, осуществляемое кредитными организациями или
специализированными финансовыми институтами (факторами);
·
комплексность:
факторинг представляет собой совокупность услуг, включая рефинансирование
товарного кредита, учет (дисконтирование) счетов-фактур (invoice discounting),
инкассирование долгового обязательства, страхование поставщика от кредитного
риска.
В вопросах исторического
развития, периодизации и эволюции факторинговых услуг мнения исследователей
кардинально расходятся: одни авторы указывают на относительную молодость
факторинга, отмечая его появление в зарубежных странах в 60-х годах ХХ века и
даже в конце ХХ века.
Другие авторы утверждают, что факторинг зародился в США в конце XIX века. При
более глубоком исследовании выясняется, что его зарождение датируется началом
XVI века и географически относится к Англии и ее колониям. Так, М.Д. Чиж
отмечает, что термин «фактор», который являлся синонимом понятий «агент» и
«комиссионер», появился в английской торговле с колониями. В функции факторов
входила реализация товаров, производимых принципалом, а также предоставление
ему денежных авансов и кредитование его производства. Комиссионер продавал
товары и выставлял счета от своего имени, не указывая имени принципала. Если он
продавал в кредит, то принимал и риск, предоставляя за дополнительное
вознаграждение гарантию получения платежа (делькредере). Использование таких
«агентов» было необходимо по причине дальних расстояний между производителями и
конечными покупателями и отсутствия информации об их платежеспособности.
Исследуя далее эволюцию факторинга, следует
|