I. Теоретические основы управления охраной окружающей
среды
1.1 Характеристика управления охраной окружающей среды
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или
кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет
собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий,
направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об
окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о
распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и
воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления
благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите
экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Управление
природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию
экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права
граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе
реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как
средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений,
образующих само право окружающей среды.
Экологическое
и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и
государственного особенно определяется тем, что путем последовательной
реализации требований законодательства относительно распоряжения природными
ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных
воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов
человека и гражданина.
Прежде
всего в рамках управления (а затем — с помощью правоохранительных органов)
достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Вопрос
о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видах
управления. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды
осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами,
государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить
общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное
управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией
РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в
силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид
управления в рассматриваемой сфере.
Так
как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению
рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются
названными субъектами разные, соответственно и содержание управления,
осуществляемое в рамках того или иного вида управления, — тоже разное. Оно
складывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собой
постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и
рационального природопользования. К таким функциям относятся:
•
создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
•
подзаконное нормотворчество;
•
координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей
среды;
•
распоряжение (управление) природными ресурсами;
•
планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния
окружающей среды;
•
экологическое нормирование;
•
экологическая экспертиза;
•
экологическое лицензирование;
• экологическая
сертификация;
•
экологический аудит;
•
наблюдение за состоянием окружающей среды;
•
учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды
в целом, а также вредных воздействий;
•
экологическое воспитание и образование;
•
контроль за использованием и охраной объектов природы;
•
разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и
охраны окружающей среды.
Очевидно, что не все субъекты управления
осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое
нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках
1 Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: ЭКСМО, 2008. – 768 с.
Евдокимова С.Т. Правовые аспекты охраны
окружающей среды. – Изд-во ИПК госслужбы, 2009. – 100 с.
Теоретические
проблемы организации правовой охраны атмосферы Земли в современных условиях.
//Монография. - Уфа: изд-во Башкирского гос. ун-та, 2009. - 242 с.
|