1 глава. Финансовый анализ в системе
антикризисного управления
1.1 Сущность антикризисного управления и
его значение в современной экономике
Для того, чтобы вовремя распознать и успешно преодолеть кризис в любой
сфере деятельности необходимо своевременно обнаружить признаки кризиса и
критерии оценки вероятной кризисной ситуации. Критерии оценки экономической ситуации,
позволяющие определить, насколько она близка к кризисной, помогают в выборе
стратегии преодоления кризиса и влияют на разработку и успешное осуществление
управленческих решений.
Преодоление кризиса – управляемый процесс. Успех управления во многом
зависит от своевременного распознавания признаков кризиса, симптомов его наступления.
Большое значение в распознавании кризиса имеет оценка взаимосвязи проблем.
Существование и характер такой взаимосвязи может многое сказать и об опасности
кризиса, и о его характере. Так, в системе государственного управления политической
и социально-экономической системами должна функционировать система мониторинга
антикризисного развития. Это контроль процессов развития и отслеживание их
тенденций по критериям антикризисного управления со стороны специально для
этого подготовленных (возможно, даже созданных) органов государственной власти.
Подобный мониторинг – своего рода служба прогнозирования кризисных ситуаций. Но
для такого предсказания необходимы чёткий набор признаков и критериев кризисного
развития, методология их расчёта и использования в анализе.
Прогнозирование кризисов возможно только на основе специального анализа
ситуаций и тенденций. Кроме того, для прогнозирования кризисов необходим учёт
факторов, несомненно, являющихся показательными с точки зрения возможности
наступления кризисной ситуации, но недостаточно принимающихся во внимание в
антикризисном управлении.
Традиционно применявшаяся в нашей стране на протяжении многих
десятилетий система финансовых показателей не была ориентирована на
распознавание кризисов. Она была нацелена исключительно на управление ситуациями
последовательного и «неуклонного», как считалось в прошлом в нашей стране,
развития. Поэтому сегодня крайне необходима и актуальна разработка новых синтетических
показателей, для того, чтобы более точно и своевременно определять вероятность
и момент наступления кризисных ситуаций.
Большое значение имеет не только система показателей, позволяющих
диагностировать основные признаки кризиса, но и методология их конструирования
и практического использования. В современном механизме управления это является
наиболее слабым звеном. Речь идёт о методологии распознавания кризисов во всех
аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая
ценность предвидения кризисов.
При определении кризисных тенденций в политической и
социально-экономической сферах необходимо учитывать и использовать четыре
подхода:
1. Нормативный подход необходим для того, чтобы определить состояние
каждой из этих сфер на момент проведения измерений, в соотношении с принятыми и
юридически закреплёнными в данном обществе нормативами.
2. Динамическая модель действующих тенденций в политической и социально-экономической
сферах необходима для того, чтобы выявить позитивные и негативные тенденции в
её развитии, определить направление в разработке антикризисной стратегии,
контролировать её проведение в жизнь и проводить её своевременную
корректировку.
3. Сравнительный подход (индексация) позволяет определить причины негативных
тенденций в общественной системе, а также учесть влияние макропоказателей на
состояние политической и социально-экономической сфер данного сообщества
(сравнивать между собой по конкретным показателям можно как разные страны, так
и различные части одной страны.
В виду обширности территории России и, как следствие, имеющейся проблемы
несопоставимости социально-экономических показателей регионов, второй способ
представляется особенно важным).
4. Социокультурный подход используется для выявления потенциальных возможностей
в совершенствовании политической и социально-экономической сфер и позволяет
корректировать воплощение в жизнь антикризисной стратегии с учётом настроений и
возможностей населения.
На основе этих подходов вырабатываются системы критериев оценки кризисных
ситуаций.
Социально-экономический кризис в стране или отдельных её частях (регионах)
выражается в резком ухудшении основных параметров уровня жизни всего населения
территории или его большинства и, в случае неспособности государства выйти из
него, приводит, как уже говорилось выше, к кризису политической системы.
Можно выделить три основных признака подобных кризисов:
1. резкое снижение уровня доходов трудоспособного населения,
вследствие чего происходит его маргинализация, обостряется криминальная
обстановка на территории;
2. сужение сферы социальной защиты, предоставляемой нетрудоспособным
и социально не защищённым группам, в результате чего представители этих групп
оказываются на грани вымирания;
3. распад экономических и общественных связей, ведущий к нарушению системы
жизнеобеспечения и транспорта, ухудшению здоровья населения, снижению
культурных и образовательных стандартов.
Важнейшим шагом в антикризисном управлении является само по себе признание
наличия кризиса или предкризисной ситуации в социально-экономической сфере.
Этот шаг должен опираться на чётко выработанную систему критериев, определяющих
возможности развития таких элементов как социальная структура, социальная
инфраструктура, условия жизнедеятельности населения. Каждый из этих элементов
должен оцениваться с точки зрения наличия или отсутствия в нём кризисных
тенденций.
В практике антикризисного управления используются различные
методические подходы, позволяющие решить проблемы оздоровления организаций.
Рассмотрим наиболее эффективные.
Программа антикризисного финансового оздоровления включает в себя ряд комплексных
блоков мероприятий, реализация которых позволит существенно повысить
эффективность деятельности организации.
|