Глава 1. Теоретические основы организации
сервисной деятельности на
предприятиях
1.1. Сущность и значение формирования сервисной политики предприятия
Анализ исторической эволюции услуг в
обществах разного типа позволяет сформулировать научное понимание сервисной
деятельности, которая свойственна современному миру. Сервисная деятельность - это
активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации
общественных, групповых и индивидуальных услуг. Одна сторона в этих
взаимодействиях, обладая многообразными потребностями, желает получить
определенные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет
им возможность обладать такими благами. Цель этих отношений - не создание
материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей (хотя
нередко это происходит с помощью таких ценностей). Исторически вырастая из
процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность
успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена. Это обусловило
разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также
их предпринимательскую активность на рынке услуг. Другая сторона, желающая реализовать
свои потребности и оплачивающая услуги, предъявляет к сервисной деятельности
специфические требования, привнося в нее свои запросы и ценностные ориентации.
Это сообщает сервисной деятельности внеэкономические характеристики, усиливает
ее социальную и эмоционально-психологическую определенность.
Сложный характер сервисной
деятельности обусловливает специфику сервисологии - науки о сервисной
деятельности, которая формируется ныне в мировой аналитике как
междисциплинарная, теоретическая и прикладная область исследований. Давно было
установлено, что труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в
промышленном или сельскохозяйственном производстве. Но сам по себе характер
сервисного труда долгое время оставался неочевидным для исследователей.
Понадобилось немало времени, чтобы установить его многоплановый характер, а
также место и роль не только в промышленном производстве, но и в воспроизводстве
общественных связей, в культурной жизни людей. Ниже рассмотрим становление и
основные этапы научного анализа сервисной деятельности. Начнем с раскрытия
общетеоретических и специфических особенностей научного анализа, задачей которого
является изучение сервисной активности [16, с. 45].
В настоящее время научный анализ
сервисной деятельности, так же как и любое другое научное направление, имеет
разные уровни и компоненты рассмотрения своего предмета. На эмпирическом уровне анализа
осуществляется сбор данных о сервисной деятельности - определяется ее природа,
описываются характеризующие ее факты, процессы, устанавливаются границы и составные
части и т.п.
Более сложный анализ осуществляется
на следующем уровне
познания, который связан с формированием обобщающих теоретических
представлений о сервисной деятельности. Осмыслению подвергаются причинно-следственные
связи между разными ее частями, более глубоко изучается структура, важнейшие
направления и разновидности.
Под методологией анализа сервисной деятельности понимается
система общетеоретических представлений, познавательных принципов, положенных
в исследование ее сущности, закономерностей ее исторической эволюции, а также
места в общественном производстве, в социальной структуре и культурной
практике.
Во многих социальных и
гуманитарных науках существует прикладной уровень анализа, предполагающий
использование полученных научных результатов в практической деятельности. В
науке о сервисной деятельности прикладной уровень приобретает огромную важность,
поскольку вопрос о совершенствовании сервиса весьма актуален для работников
этой сферы, органов государственной власти, для многочисленного контингента
потребителей.
Особое значение в научном анализе
любого объекта приобретает определение предметно-дисциплинарного ракурса, который
обеспечивает адекватное отображение сущности сервиса. В этой связи важен отбор
различных методов сбора и анализа данных о сервисе, а также его осмысление в
ключе определенной дисциплины [26, с.35].
Теоретические представления об
услугах на первоначальном этапе их анализа носили ярко выраженную
экономико-центристскую направленность. Во второй половине XX в. понимание сервисной
деятельности приобретает междисциплинарный характер, в рамках которого
экономические, социологические, управленческие и другие аспекты анализа
рассматриваются как равноправные.
Историческая практика свидетельствует, что научный анализ услуг
начинался не столько со сбора эмпирических фактов, сколько с выяснения их
общественной и экономической природы. Этот процесс происходил в XVIII-XIX вв. в
рамках английской политэкономии. Теоретики взяли за методологическую базу
комплекс политэкономических представлений, сложившийся в Новое время в рамках
английской
|