1.
Методологические основы формирования и развития потребительского рынка
1.1. Потребительский
рынок в системе экономических отношений и факторы его формирования
Жизнь людей в обществе может
рассматриваться как общая социальная система, состоящая из нескольких
субсистем. Наиболее часто общественная система подразделяется на хозяйственную,
политико-административную, и социально-культурную субситемы. Хозяйственная
субсистема служит удовлетворению потребностей, связанных с потреблением товаров
и благ.
Эту хозяйственную субсистему называют также
экономической системой. Экономическая система регулирует производство,
распределение и потребление товаров.
Исторически и логически именно потребительский
рынок был исходным пунктом становления рыночных отношений, началом формирования
системы рынков, и в современный период в экономической системе центральное
место принадлежит именно потребительскому рынку, который, в свою очередь, через
механизм обратной связи влияет на другие виды рынков.
Объекту данного исследования -
потребительскому рынку - присущи все основные свойства, все механизмы действия
рыночной системы. Поэтому чтобы полнее и чётче понять его сущность и роль в
системе экономических отношений, предварительно необходимо рассмотреть само
понятие рынка.
Согласно положениям современной
экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, дается
следующее его определение: рынок – это «совокупность конкретных экономических
отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми
посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические
интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда» [18,
с.95].
Вместе с тем, признавая приоритет
экономической составляющей в определении рынка, следует согласиться с другими
авторами, которые рассматривают эту категорию значительно шире.
В отдельных случаях рынок
отождествляется с физической совокупностью конкретных субъектов-участников
рынка: домашних хозяйств, предприятий, покупателей, продавцов и т.д. Например:
«Рынок – совокупность отдельных сегментов потребителей, которые
дифференцируются покупательским спросом и формируются в результате комплексного
взаимодействия экономических, демографических, социальных и психологических
факторов»[35, с.29]. «Количественный» подход к определению «рынка» берет свое
начало из работы швейцарского экономиста С. де Сисмонди (1773-1842):
«Количество потребителей, их вкусы, размеры их потребления и их доходы – все
это составляет рынок, на который работает каждый производитель» [35, с.31].
Определение сути рынка с учетом
перечисления его участников даже физически затруднительно. Да и содержание
категории «рынок» заключается не только в его участниках, а скорее в
социально-экономических отношениях между ними, обусловленных задачами, целями,
функциями, потребностями, возможностями, интересами и т.д.
Весьма интересное определение
категории «рынка» дает И.Новикова: «…рынок – это обмен … вызывающий свободное
колебание спроса, предложения и цен, ориентирующий производство на
удовлетворение общественных потребностей. Он возникает там, тогда и постольку,
где, когда и поскольку обмен принимает регулярный характер на основе колебаний
спроса, предложения и цен, а в его основе лежит товарное производство»
[35,с.35]. В данном определении выделяются три основополагающие признака рынка:
обмен, его регулярность и товарный характер производства.
Более точно дано определение рынка в
работе «Основы менеджмента и маркетинга»: «Рынок понимается в широком смысле
слова как совокупность экономических, политических и социальных отношений,
складывающихся в процессе обмена в связи с реализацией товара; в узком смысле
слова – это сфера осуществления торговых операций»[12, с.37].
В современной экономической
литературе можно встретить целый ряд и других определений рынка, данных как
зарубежными, так и отечественными экономистами (С. Фишером, Р. Дорнбушом и Ф.
Шмалензи, Ф. Стейнлейком, А. Я. Лившицом, Ю. А. Львовым, Л. И. Абалкиным, Б. А.
Райзбергом и др).
Одни экономисты определяют рынок
как систему экономических отношений в сфере обмена для осуществления реализации
товаров, другие - как связь производителей продукции и её потребителей, то есть
субъектов рынка во всех звеньях общественного воспроизводства. Все эти
определения, как правило, отражают экономическую сущность рынка, хотя и имеют
разную направленность. Наиболее полной характеристикой понятия рынок является
синтез этих разнонаправленных характеристик, и определение рынка как
обобщающего понятия, характеризующего тот или иной тип хозяйственных связей, и
как совокупности экономических отношений, складывающихся на основе рыночных
законов и принципов, на свободной основе, без принуждения между участниками
рынка при осуществлении актов купли-продажи. Рынок охватывает элементы,
непосредственно связанные с обеспечением производства, в том числе элементы
материального и денежного обращения. Он задает своим участникам цены,
ориентирующие производство на удовлетворение потребностей и наилучшую
комбинацию факторов производства. Рынок выявляет реальные потребности, а
|