1. Теоретические аспекты
государственного финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Сущность понятия
государственный финансовый контроль, его роль и значение в современных условиях
Основное значение государственного финансового
контроля (ГФК) в состоит в формировании полной и объективной картины о
финансово-хозяйственных процессах и их тенденциях в государстве. Таким образом, органы ГФК
помогают иным государственным органам не только в получении и интерпретации
соответствующей информации, но и в более эффективном решении стоящих перед ними
задач, принятии правильных
управленческих решений. В этом плане органы ГФК выступают не только в образе «стражей»
государственных экономических интересов или «блюстителей порядка» в
государственных финансах, но и в образе партнеров для государственных органов,
т.е. они должны быть компетентными советчиками и консультантами в области
улучшения управления в финансово-экономических областях, оказывать помощь в
диалоге органов власти и управления по различным проблемным вопросам экономики
и финансов. Следует отметить, что данный подход ни в дореволюционной, ни в
советской России не наблюдался, т.е. принципиально нов для нашей страны.
В то же время можно говорить и о роли ГФК в
области управления отдельными объектами или их агрегатами. Например, Е.Ю.
Грачева
определяет следующие возможности в плане охраны собственности, возникающие благодаря
финансовому контролю (что в целом и определяет его роль в этом узком аспекте):
1) выявить состояние учета и использования материальных ценностей и денежных
средств; 2) выявить характер совершенного правонарушения (недостача, растрата
и др.) и лиц, виновных в его совершении; 3) выявить основные причины и
условия, способствовавшие правонарушениям; 4) определить меры по
совершенствованию учета использования материальных ценностей и устранению
причин, способствующих злоупотреблениям; 5) решить вопрос о привлечении виновных
к ответственности.
Исходя из всего вышесказанного, сущность ГФК (как контроля, осуществляемого государством)
выражает следующая триада: 1) выявление
ошибок и злоупотреблений; 2) обеспечение их устранения (т.е. принятия
корректирующих мер по результатам контроля); 3) анализ факторов их
возникновения и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и
т. п.). Так, ГФК с одной стороны обеспечивает возможность принятия эффективных
управленческих решений, а с другой стороны в интеграции с процессами
организации и регулирования -
исполнение принятых решений. Следует отметить, что эти стороны ГФК находятся в
неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов.
Таким образом, следует признать, что действенный ГФК позволяет своевременно
вскрывать, и не только обнаруживать, но
и устранять, различного рода негативные
явления и их тенденции в управлении экономикой и финансами, объяснять
глубинные причины, их
порождающие, подспудные (т.е. скрытые, неявные) тенденции, вырабатывать
меры, их предотвращающие, что в конечном итоге и определяет ход экономического
и социального развития государства. Следует согласиться с точкой зрения Л.Н.
Овсянникова,
считающего, что определяющая идея ГФК в том, что он позволяет реализовать право
государства законными путями обеспечивать свои финансовые ин
Значение государственного финансового контроля ГФК наиболее полно
раскрывается в его функциях. К основным функциям ГФК следует отнести информативную,
оперативную, защитную и превентивную. При этом особое место в современных
подходах к управлению отводится последней. Стоит упомянуть, что в царской
России предварительный контроль по понятным причинам (т.е. глобальная коррупция
власти) всегда был предметом дискуссий в законотворчестве. Между тем,
предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, обеспечивает
устранение самой возможности появления неблагоприятных явлений и тенденций в
будущем, предохраняет государство от нежелательных последствий тех или иных
решений и действий. Например, оценка, законности и целесообразности на стадии
принятия решения позволяет предотвратить действия, противоречащие требованиям
нормативных документов и целям государственной политики.
Итак, государственный финансовый контроль - это установленная
законодательством деятельность органов государственной власти и управления
всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
1)
ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными
и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в
хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами
государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или
материальный ущерб государству;
2)
несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного,
законодательства;
недостатков в
организации систем управления (в том числе внутреннего контроля)
финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с
полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.
1.2 Цели, задачи и
принципы государственного финансового контроля
В общем и целом цель ГФК - обеспечение соблюдения
принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и
|