1. Формирование современных
теоретических подходов к содержанию ценовой политики
1.1.
Основные теоретические подходы к ценообразованию
Проблема цены изучается
экономической наукой сотни лет. За это время было высказано множество суждений
относительно данного предмета и предложено несколько объяснений основы
определения цены товара.
Современные представления
о теоретических основах ценообразования основываются не только на реалиях рынка
и практической хозяйственной ситуации, но и на результатах предшествующих
стадий становления концепции ценообразования. Поэтому для лучшего понимания
современных научных взглядов необходимо восстановить эволюцию концепций цены и
механизма ценообразования.
Все предшествующие
подходы к определению цены, так или иначе, присутствуют и в современном
ценообразовании, являясь элементами принимаемых относительно устанавливаемой
цены решений. Они возникли не случайно, поскольку в развитии взглядов
существует определенная закономерность, и до сих пор влияют на действия
предприятия в процессе реализации его ценовой политики.
Современное содержание
категории цены определяет ценовую политику предприятия, которая, в свою
очередь, является одним из методов рыночного поведения компании. Теоретический
анализ подходов к формированию цены позволяет определить, что из положений
мировой экономической мысли в области ценообразования представляет особый
интерес для российских предприятий.
Все этапы научного
осмысления процесса ценообразования возникли не случайно и развивались в тесной
связи друг с другом. Более того, определенная закономерность их появления и
развития предопределила известное влияние каждого подхода на современные
взгляды субъектов рынка на установление цены. Именно поэтому цена товара,
несмотря на длительную историю исследований вопроса, остается сложной и
комплексной категорией, а ценообразование - процессом, охватывающим практически
все стадии существования продукта: от разработки и производства до выведения
его на рынок и взаимодействия продавца и покупателя.
Попробуем проследить
закономерности возникновения теоретических подходов к основе цены и сопоставить
их в аспекте влияния на современное ценообразование.
Цена товара играет важную
роль на рынке в ситуации обмена товаров один на другой. Пропорции, в которых
обмениваются товары, отражают их меновую стоимость, рыночную форму проявления
стоимости.
Еще самые первые взгляды
на проблему товарного обмена, выработанные в трудах Аристотеля, выявили
двойственную основу этого процесса: труд и потребность. Аристотель показал, что
товарный обмен фактически сводится к обмену определенными количествами труда. В
то же время, он обращал внимание на то, что процесс обмена направляется
взаимными потребностями участвующих в обмене сторон в продукции друг друга,
«которая все связывает вместе, ибо не будь у людей ни в чем нужды или нуждайся
они по-разному, тогда либо не будет обмена, либо он будет не таким
несправедливым». Двойственность
формирования величины ценности и стоимости говорит о том, что трудовая теория
стоимости и теория субъективной ценности фактически дополняют друг друга, и
только объединение трактовок может дать полную картину принципа действия закона
стоимости и процесса ценообразования. В основе принципа эквивалентности при
обмене товаров на рынке лежат затраты общественного труда (тогда обмениваются
товары, содержащие одинаковое его количество) или полезность с редкостью (тогда
обмениваются товары, обладающие одинаковой полезностью). Практически все трактовки
характера меновой стоимости, которые стали основой и для современных теорий
цены, основаны на одном из этих двух подходов. Рассмотрение этих альтернативных
концепций делает актуальным целый комплекс вопросов о взаимосвязи и
взаимодействии между различными течениями экономической теории.
Характеристика затратных
основ ценообразования в трудовой теории стоимости и факторных теориях распределения. Широкое распространение в теории и
хозяйственной практике получила концепция цены, в соответствии с которой цены
отражают общественно необходимые затраты труда. Поскольку основой для
конкретного уровня цены в общем случае является величина издержек на
производство и распространение продукта, большую важность представляет вопрос о
теоретическом обосновании данного подхода.
Неотъемлемой частью
процесса формирования цены является его затратная сторона. Непосредственное
влияние на уровень цены и процесс ее установления оказывает вклад факторов
производства. В общем случае это означает, что каждому фактору соответствует
определенный доход (труду — заработная плата, капиталу - процент, земле -
рента). Сумма этих трёх доходов определяет величину стоимости продукта, а
владелец каждого фактора производства получает вознаграждение или доход,
созданный соответствующим фактором производства, как определённую долю
стоимости продукта. Соответственно, механизм приспособления предприятия к
изменению рыночной ситуации связан с изменениями составных частей цены
(заработной платы, прибыли или ренты). Подобный подход нашел отражение в работах
Ж.-Б.Сэя, А.Смита, Д.Рикардо . Ж.-Б.Сэй различал ценность продукта (стоимость),
определяемую издержками производства, и цену, являющуюся мерилом ценности .
Любая вещь, являющаяся товаром, должна обладать двумя свойствами
-во-первых, быть полезной, удовлетворять производственные или личные
потребности (потребительная стоимость), во-вторых, быть способной обмениваться
на другие вещи, товары (меновая стоимость). Потребительные
|