В современной системе рыночных отношений инвестиционная
привлекательность предприятия является важнейшей экономической категорией и
играет значимую роль для простого и расширенного воспроизводства, структурных
преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных
проблем.
Исследование различных точек зрения на его трактовку
позволило установить, что в современных представлениях нет единого подхода к
сущности этой экономической категории.
К одной из наиболее распространенных точек зрения
относится сопоставление инвестиционной привлекательности с целесообразностью
вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда
факторов, характеризующих деятельность субъекта.
Определение хотя и корректное, но достаточно размытое, и не дает оснований
рассуждать об оценке.
В соответствии с другим подходом инвестиционная
привлекательность – система мер, стимулирующая в долгосрочном периоде
привлечение инвестиций различных типов и форм (включая налоговые льготы, прямые
дотации и т.д.) направленная на установление требуемых масштабов, структуры,
источников получения, направлений использования инвестиций.
Более точно экономическая сущность инвестиционной
привлекательности дается в определении Л. Валинуровой и О. Казаковой. Они
понимают под этим термином совокупность
объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих
потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. Такое определение шире и
позволяет учесть интересы любого участника инвестиционного процесса.
Существуют иные точки зрения (в том числе Л.
Гиляровской, В. Власовой и Э. Крылова и других). Здесь под инвестиционной
привлекательностью понимается оценка эффективности использования собственного и
заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности (аналогичное
определение – структура собственного и заемного капитала и его размещение между
различными видами имущества, а также эффективность их использования).
Роль данного понятия при характеристике инвестиционной
среды и инвестиционной активности в целом можно проследить на схеме (рисунок 1).
Деловая среда (условия спроса)
|
Информационный климат
(информация о спросе)
|
Инвестиционная
привлекательность
|
Инвестиционный потенциал (информация
о предложении)
|
Деловая среда
(условия предложения)
|
Рис.1. Формирование инвестиционной привлекательности
предприятия
Оценивая инвестиционную привлекательность с точки
зрения дохода и риска, можно утверждать, что это - наличие дохода
(экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска.
Таким образом, становится очевидным, что вне
зависимости от используемого экспертом или аналитиком подхода к определению
чаще всего термин «инвестиционная привлекательность» используют для оценки
целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных
вариантов и определения эффективности размещения ресурсов.
Необходимо отметить, что определение инвестиционной
привлекательности направлено на формирование объективной целенаправленной
информации для принятия инвестиционного решения. Поэтому при подходе к ее
оценке следует различать термины «уровень экономического развития» и
«инвестиционная привлекательность». Если первый определяет уровень развития
объекта, набор экономических показателей, то инвестиционная привлекательность
характеризуется состоянием объекта, его дальнейшего развития, перспектив
доходности и роста.
Организационное обеспечение процесса формирования
инвестиционной привлекательности компании включает следующие элементы:
1. Субъекты: координаторы, непосредственные
исполнители, консультанты;
2. Объекты: составляющие инвестиционной
привлекательности компании (рис. 2);
3. Источники: документооборот субъектов.
Инвестиционная привлекательность предприятия является
комплексным понятием, включающим ряд элементов (составляющих). Основные виды
инвестиционной привлекательности предприятия представлены на рисунке 2.
Финансовая
привлекательность
|
Территориальная
привлекательность
|
Кадровая
привлекательность
|
Привлекательность
продукции
|
Инвестиционная привлекательность
|
Инновационная
привлека-тельность
|
Экологическая привлека-тельность
|
Социальная
привлека-тельность
|
Информационная
привлека- тельность
|
Привлекательность
корпоративной культуры
|
Рис. 2. Классификация видов инвестиционной привлекательности
Представленные на рисунке 2 виды инвестиционной
привлекательности предприятия подлежат детализации с позиции методических
подходов к их анализу. Необходимо отметить, что нформационная привлекательность
компании определяется ее внешним имиджем, на который существенно влияют деловые
и социальные коммуникации, а также репутация брендов, которыми владеет
компания. Ценность информационной компоненты инвестиционной привлекательности
постоянно возрастает.
Традиционно существуют три методики формирования
инвестиционной привлекательности: отрасли, региона и предприятия. при
формировании инвестиционной привлекательности предприятия в первую очередь
определяется субъект последующей оценки:
- оценка для инвестора;
- оценка для бюджета;
- оценка для руководства предприятия.
С учетом этого для трех субъектов существуют различные
цели и задачи, эффективность и результативность которых измеряется различными
показателями и методами.
На первом этапе осуществляется постановка цели и
задач, которые отличаются от намерений субъектов инвестирования.
Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности
предприятия: Учебно-практическое пособие. М., 2007. С. 92.
Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия: Учебное
пособие. Ростов н/Д:, 2007. С. 125.
Иванов А.П., Сахарова
И.В., ХрусталевЕ.Ю.Принципы и факторы определения инвестиционного рейтинга
предприятий//Консультант директора. 2009. №12. С.31-34.
Чернов
В. А. Инвестиционная стратегия. М., 2007. С. 315.
Прибытова Г.
Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы
разработки инвестиционной политики// Инвестиции в России. 2010. №3. С.7.
Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф.
В.А. Швандера.- 3-е изд., М., 2008. С. 405.
|