Глава 1. Теоретические
основы финансового планирования и бюджетирования
1.1. Бюджетирование:
понятие, цели, задачи
В экономической литературе бюджетирование
определяется с разных точек зрения, с одной стороны, это процесс составления финансовых планов и смет,
а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и
повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Основным объектом бюджетирования является
бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В качестве объекта
финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного
или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по
сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько
видов бизнеса, взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно и
финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса,
так и предприятия в целом, при этом определяются набор видов бизнеса, сроки и
направления реструктуризации и т.п.
Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и
контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления,
позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их
помощью ресурсами (прежде всего финансовыми как отдельного бизнеса, так и
компании в целом).
Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны
деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и
полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по
отдельным его частям. Бюджетирование – это технологии составления,
корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов. А потому оно
превращается в основу основ всех технологий внутрифирменного управления.
Бюджетирование как управленческая технология
предполагает определение уровней консолидации бюджетов, соответствующих уровням
управленческой иерархии (рис. 1).
Рис. 1. Блок-схема бюджетирования как
управленческой технологии.
В основу
концепции бюджетирования положено обеспечение успешного функционирования
предприятия, путем:
·
формализации
и согласования стратегических планов с текущими и оперативными;
·
координации
и интеграции текущих планов по разным направлениям бизнеса;
·
создания
системы качественного информационного обеспечения менеджеров поставленных
финансовых задач.
Бюджет – это выраженный количественно
(квантифицированный) план, ориентирующий на достижение цели или целей компании. Эта
достаточно простая формулировка тем не менее включает в себя три основных
элемента бюджетирования. Бюджет – это план, т.е. документ, нацеленный в
будущее. Результаты прошлых периодов используются в бюджетировании лишь в тех
пределах, в которых они могут служить основой для прогнозов. Необходимо
понимать, что план не имеет самостоятельной ценности, он значим лишь постольку,
поскольку позволяет достичь поставленных организацией целей. Данное определение
бюджета включает также понятие контроля: бюджеты разрабатываются, чтобы
достичь поставленных целей, а затем оценить, насколько соотносятся фактические
результаты, бюджеты и цели.
Целью
внедрения системы бюджетирования является повышение эффективности деятельности
предприятия, достижение стратегических целей. Данная цель достигается за счет
реализации следующих задач.
1. Бюджетирование
позволяет сделать предприятие «прозрачным», а потому более привлекательным для
инвесторов, определить неработающие, неэффективные активы, которые желательно
использовать по–другому (в российской практике наиболее распространено
избавление от недоходной социальной сферы). Наличие бюджетирования позволит
инвесторам и кредиторам получить практически всю необходимую информацию о
финансово–экономическом состоянии компании, причем как в фактическом, так и
плановом. Инвестор или кредитор будет иметь определенное положительное
отношение к компании, которая смогла внедрить саму по себе сложнейшую систему
управления на принципах бюджетирования. Здесь бюджетирование используется в
качестве символа прогресса.
Контрагенты будут знать, что в компании организовано бюджетирование и,
несомненно, будут относиться к компании более серьезно.
2. Бюджетирование
позволяет сформировать систему координат для отслеживания финансовой
устойчивости, заранее
оценивать финансовую состоятельность отдельных видов бизнеса и
продуктов, заставляет
менеджеров заглядывать вперед, пытаясь предусмотреть возможные проблемы и пути
их решения. Хотя бюджеты не могут предотвратить наступление непредвиденных
проблем в будущем, само бюджетирование позволяет в какой-то мере подготовиться
к их решению. Например, если принять во внимание возможность будущих перебоев в
поставке материалов, можно разработать ряд превентивных мер, в частности,
заранее подыскать альтернативных поставщиков. Без такой системы
координат трудно оценить, в каком направлении движется компания и правильно ли
работают ее бизнесы.
3. Поскольку
бюджетирование – это очень трудоемкий процесс, то для обеспечения высокого
качества составления планов и их реализации необходимо ввести систему мотивации
для участников бюджетирования. В частности, фактический фонд заработной платы
подразделения может рассчитываться в конце бюджетного периода по остаточному
принципу как неиспользованная часть установленного ему лимита затрат. Лимит
растет с ростом доходов, поэтому менеджерам становится выгодным повышение
величины доходов и снижение затрат, так как при этом будет расти зарплата.
Бюджетирование – это основа финансовой дисциплины на предприятии, прежде
всего повышения ответственности руководителей различного уровня за финансовые
результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями. Наряду
с этим закрепление бюджетов за подразделениями переносит значительную часть
ответственности за уровень заработной платы работников с директора предприятия
на руководителей этих подразделений. Руководители среднего звена получают
возможность управлять доходами и затратами своих
|